Несмотря на близость Петербурга к границам и наличие морского порта, основной объем таможенных операций производят московские таможенные брокеры, следует из данных рейтинга агентства InfraNews. Компании в нем ранжировались по таможенной стоимости оформленных за год товаров и по количеству зарегистрированных деклараций.
Эксперты включили в рейтинг 385 брокеров по всей стране, которые оформили за год грузов более чем на 5,1 трлн рублей. Речь не об общей сумме национального импорта–экспорта, а лишь об операциях, проведенных с помощью брокеров.
В петербургской части списка около 90 компаний, за год они оформили грузов на 528 млрд рублей. Оценивать финансовые показатели брокеров — дело непростое. Далеко не всегда их работа ограничивается брокериджем, как правило, лучшие результаты показывают компании, тесно связанные с перевозками. По экспертным оценкам, доходы петербуржцев непосредственно от оформления таможенных деклараций могут превышать 3,5 млрд рублей в год.
Большой улов
Традиционно наибольшие показатели по таможенной стоимости грузов показывают брокеры, которые оформляют экспорт нефти и нефтепродуктов. Как правило, случайных игроков на этом рынке нет.
Лучший результат по Петербургу у АО "Инфотек Балтика". Эта компания считается близкой к бывшему руководителю Росморречфлота Виктору Олерскому и его партнерам. Таможенная стоимость оформленных "Инфотеком" за 2017 год товаров превысила 100 млрд рублей.
Еще один крупнейший брокер — ООО "Лугатэкс" (60 млрд рублей). По последним данным СПАРК, владелец его крупнейшей доли — Татьяна Дергачева, экс–партнер Геннадия Тимченко по компании "Трансойл СНГ". Компания оформляет грузы в Усть–Луге, петербургском порту и Приморске.
С экспортными грузами таможенным представителям работать легче, говорят многие опрошенные "ДП" участники рынка. Проще процедура оформления товара, да и государственные органы к таким грузам предъявляют существенно меньше требований, чем к импортным.
"Товарное разнообразие в экспорте куда более скромное, чем номенклатура в импорте", — рассказал вице–президент ГК "Аривист" Евгений Кошкаров.
То, что работа с экспортом является менее трудоемкой для таможенных представителей, отражается и на стоимости услуги по оформлению. Как отмечает руководитель Информационного делового центра Петербурга за рубежом Дмитрий Васильев, импортные грузы с точки зрения оформления — более маржинальный сегмент, чем экспорт. По разным оценкам, оформление таможенной декларации для экспортного груза может оказаться дешевле, чем для импортного, в 2–3 раза.
Экспорт в свои руки
Но таможенные брокеры отдают предпочтение импорту далеко не всегда.
"Для нас импорт и экспорт равнозначны, так как некоторые подразделения, работающие только на экспорт, дают хорошую часть прибыли. Это, как правило, поставки леса и пиломатериалов", — отметил генеральный директор ООО "Тамарикс Лоджистикс" Сергей Дозоров.
Но нередко экспортно ориентированные компании вообще не прибегают к услугам таможенных представителей и оформляют товары самостоятельно. И такая тенденция отмечается на рынке все чаще.
С такой ситуацией пришлось столкнуться ГК "Интранс". "Наш клиент в 2017 году решил открыть собственное декларантское подразделение, в связи с этим в этом году число таможенных деклараций у нас сократится", — рассказал гендиректор ГК "Интранс" Александр Александров. Он надеется компенсировать потери другими типами грузов, например бумагой и пиломатериалами.
По всем фронтам
Чтобы минимизировать риски ухода клиентов, таможенные представители расширяют спектр услуг.
"Возможность оказать клиенту связанные услуги, то есть быть одной точкой контакта для решения всех вопросов доставки, сейчас является одним из ключевых факторов успешности таможенного представителя", — считает управляющий партнер компании "Инмарин" Кирилл Маслов.
Это касается игроков, работающих как с экспортом, так и с импортом.
И такой подход является наиболее жизнеспособным как минимум с 2014 года. С упрощением таможенного оформления за услуги брокеров готовы платить все меньше. На первую позицию выходят компетенции в области логистики, и в дальнейшем реалии рынка заставят брокеров увеличивать спектр услуг.
Влияние на рынок оказывает и все большее внедрение автоматических систем таможенного декларирования, которые в ряде случаев позволяют грузовладельцам полностью отказаться от услуг брокеров.