Птицеводы СНГ соберутся сегодня в Петербурге на форум, чтобы перенять передовой опыт ленинградской птицефабрики "Синявинская". Она первой в стране наладила экспорт яиц в Объединенные Арабские Эмираты. Экстравагантная строка экспорта оценивается в $3 млн. Уход "за три моря" — ответ на острую конкуренцию со стороны производителей из других субъектов Федерации и Белоруссии.
Экспорт российских куриных яиц увеличился в первом полугодии 2018 года на 50% за счет поставок в арабские страны. Экономическая выгода небольшая: птицефабрики экспортируют яйца почти по той же цене, что и на внутреннем рынке.
Экспорт в страны Персидского залива в 2018 году вырос на 77%. Речь в первую очередь об Объединенных Арабских Эмиратах. Небольшое число контейнеров с яйцами — на $160 тыс. — отправилось морским путем в Катар и Бахрейн.
Основной объем поставок приходится на птицефабрику "Синявинская", которая первой из российских производителей договорилась о поставках.
Последние 2 года она переживала не лучшие времена и сейчас контролируется Сбербанком.
Возможно, именно участие госбанка сыграло на руку птицефабрике в переговорах с арабскими партнерами.
Кроме "Синявинской" свежие яйца на Ближний Восток пока особо поставлять ни у кого не получается. Цены, которые предлагают областным птицеводам импортеры в Дубай, зачастую оказываются даже ниже тех, которые дают в наших "Лентах" и "Пятерочках". Так что в поставках в ОАЭ заинтересованы только действительно крупные птицефабрики, для которых сохранение объемов производства важнее, чем маржа. Мелкие фабрики вряд ли способны работать в таком режиме.
Тем не менее даже низкие цены не сдерживают бешеный рост экспорта в ОАЭ. Всего за полгода поставки вдвое перекрыли уровень всего 2017 года.
В 2017 году "Синявинская" переживала нелегкие времена, показав убыток 376 млн рублей (в 2016 году прибыль составила 553 млн рублей). В этот год миллиардер Никита Мельников, многие годы владевший ею, был вынужден избавиться от этого актива.
Первоначально считалось, что фабрика достанется семье Михаила Гуцериева, однако, по словам президента подконтрольного семье агропромышленного холдинга "Русгрейн" Сергея Андреева, эта сделка не состоялась. Контроль над "Синявинской" через "СБК–Базис" перешел к Сбербанку. Хотя руководить "Синявинской" был назначен выходец из "Русгрейна" Артур Ходоенко.
Новая команда сумела за короткий срок дать толчок к развитию фабрики. Именно с конца 2017 года резко выросли экспортные поставки продукции на Ближний Восток. А в начале 2018 года новое руководство объявило о проведении модернизации предприятия.
Поставки по дружбе
По словам президента Евразийской ассоциации птицеводов Сергея Шабаева, пока экспорт осуществляется через трейдеров. Одна из ключевых персон в этой цепочке — Ибрагим Халайбех.
Он часто бывает на профильных конференциях и консультирует российских производителей яиц о поставках в страны Ближнего Востока. Причем не только в ОАЭ, но и в Бахрейн, Катар, Оман. Иногда речь заходит даже об Ираке и Саудовской Аравии. Принципиальные моменты, которые необходимо знать потенциальным экспортерам, — утвержденные в этих странах срок годности, маркировка, температура хранения, упаковка, вес и цвет яйца.
"Мой дорогой друг и партнер Ибрагим (Халайбех. — Ред.) живет в Дубае и Одессе. Он изначально всю Украину вывел на экспорт яйца в ОАЭ, потом помог Синявинской птицефабрике", — рассказал Сергей Шабаев.
С подачи Ибрагима Халайбеха птицефабрики Украины провели международную сертификацию по системе ХАССП (система контроля производства пищевых продуктов) для выхода на экспорт. Рынок яйца Украины перенасыщен, как и в России", — указал эксперт.
В отличие от соседей, в России пока лишь 10 компаний аттестованы по международным стандартам для экспорта яиц.
Так, например, птицефабрики Сибири поставляют свою продукцию в Монголию, Дальнего Востока — в США (в апреле 2018 года туда отправилась партия яиц на $1,9 млн).
"Куриные яйца мы отправляем в Монголию автотранспортом — туда ехать 2 дня от нас", — рассказали "ДП" на птицефабрике "Белоречье" (Иркутская область).
Из Петербурга яичная продукция помимо арабских стран идет на экспорт и в страны Евросоюза, рассказал гендиректор птицефабрики "Роскар" Валерий Горячев.
"Мы поставляем до 60 т сухих яиц в Европу каждый месяц, у нас есть разрешение и присвоен еврономер. Но, если говорить про арабские страны, мы заключили договоры с их государственными торговыми организациями, но туда пока не поставляем, потому что там тоже очень низкие закупочные цены, на этом не заработаешь", — подчеркнул он.
Цена вопроса
На экспорт яйца отправляются зачастую дешевле, чем на полки российских супермаркетов, рассказали на птицефабрике "Синявинская". Закупочная цена для российских сетей — 48–54 рубля за десяток. Хотя еще в прошлом году, чтобы только попасть на полки магазинов, областные производители были вынуждены делать скидки до 20% из–за массового выхода на рынок белорусских производителей.
При прочих равных покупатель выбирает местного производителя яиц, но продукция из Белоруссии всегда дешевле, потому что республика оказывает своим птицефабрикам серьезную дотационную поддержку.
Поставки продукции птицефабрики "Оредеж" в розничные сети сейчас осуществляются в диапазоне 30–70 рублей за десяток в зависимости от категории, сообщила замдиректора предприятия Ольга Смирнова.
"Север Африки и Ближний Восток — наши будущие рынки. Все страны, которые имеют недостаток земельных ресурсов и запасов питьевой воды, будут покупать у стран, где эти ресурсы присутствуют в большом количестве. Ведь мировые запасы питьевой воды на 70–80% используются для производства пищи, а не для потребления напрямую, поэтому страны, где воды не хватает, ущемлены в производстве продовольствия", — говорит Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России.
Именно поэтому те же Объединенные Арабские Эмираты не готовы снабжать себя продукцией птицеводства, где в технологическом процессе используется много воды. Другой плюс в импорте яиц вместо собственного производства — вопросы экологии. Дело в том, что куриный помет — весьма агрессивный для природы продукт. Его утилизация — больная тема для любой птицефабрики. В Ленобласти проблема решается тяжело, и производители порой готовы на самые экзотичные шаги, вплоть до строительства тепло– и электростанций, работающих на помете.
Экспорт растет
Хотя Петербург и Ленобласть пока в основном потребляют импортные продукты и товары, есть некоторые позиции, которые пользуются спросом за рубежом.
Во всем мире известны петербургская продукция энергомашиностроения и военная техника. Но есть и более прозаичные товарные позиции.
"У нас очень активно идет на экспорт продукция лужского "Белкозина" (производство колбасной оболочки. — Ред.), молокозавода "Галактика" — у них активная команда на молочном рынке. Также небольшими партиями идет рыба — судак, его "Петротрал" поставляет в Израиль", — рассказывает Олег Малащенко, профильный зампред правительства Ленобласти.
По его данным, регион обеспечивает себя яйцом на 650%, Петербург — на 230%. Перепроизводство наблюдается и на смежном рынке — самообеспеченность региона мясом птицы составляет 441%.
"Производство яиц — единственная история, которая закрыта для региона, что касается остальных продуктов питания, там есть куда расти. Прежде всего это свинина, говядина, овощи открытого и закрытого грунта. У Ленинградской области есть один большой рынок — это Петербург, давайте сначала наполним его и потом будем говорить про экспорт", — отметил Олег Малащенко.
Если не касаться пищевых продуктов, на экспорт из Петербурга, хоть и в незначительных количествах, уходят, к примеру, автомобили и лекарства. Именно эти отрасли в последние годы активно развивались, и теперь петербургские заводы могут похвастаться экспортной выручкой.
К примеру, в этом году из Петербурга в Марокко отправлено лекарств на $2,4 млн. А легковых машин в Казахстан, Белоруссию, Азербайджан и Финляндию уехало на $200 млн.
“
Этот бизнес идет по предоплате. Приходит к вам покупатель из Объединенных Арабских Эмиратов, говорит: я ваше яйцо покупаю — и дает вам термоконтейнер, в который входит 1200 ящиков. Термоконтейнер идет в порт, погружается на корабль и очень долго, до 56 дней, идет до Дубая при температуре 5–7 градусов. По прибытии яйцо раздается по рынкам, ресторанам, отелям, магазинам.
Сергей Шабаев
президент Евразийской ассоциации птицеводов
“
Продукция агропромышленного комплекса интересна прежде всего странам, где происходит активный рост потребления: Вьетнам, Таиланд, Япония, Китай. Мое предложение для профессионального сообщества — параллельно с экспортом сырья развивать и поставки глубоко переработанной продукции, уже готовой еды, непосредственно для зарубежных магазинов. Например, экспортировать не только семена подсолнечника, но и подсолнечное масло. Термообработанная продукция снижает биологические риски, если говорить про поставки мясной продукции. Международная торговля прерывается постоянно из–за того, что в отдельных странах и районах возникают эпидемии, такие как африканская чума свиней и птичий грипп. Сейчас мы поставляем в некоторые азиатские страны куриные лапки, но почему бы не отправлять их туда уже готовыми. Это деликатес в Азии, но едят его не сырым.
Мушег Мамикоян
президент Мясного союза России
В контексте
Отечественные предприятия время от времени демонстрируют готовность покорять внешние рынки не только нефтью и древесиной. И именно из–за нерегулярности этих успехов незаинтересованный наблюдатель, читая новости о них, порой впадает в радостное недоумение.
Вот лишь пара ярких примеров. Россия, по данным Национального экспортного центра, в прошлом году вошла в десятку крупнейших поставщиков растворимого кофе в Германию. Причем почти две трети от объема этих поставок приходится на соседнюю с нами Ленинградскую область. Причина успеха проста. При 100%–ном импорте сырья чая и кофе внутри страны построена промышленность, которая — за счет внутреннего производства — покрывает до 90% потребностей массового рынка. Стало быть, дальше индустрия может развиваться только на экспорт. Она и развивается: областной кофе теперь продают не только немцам, но и в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Израиль, Казахстан, Киргизию, Литву, Молдавию, Монголию, Польшу, Таджикистан, Туркмению, Турцию, на Украину и в Чехию.
Другой парадоксальный и неожиданный пищевой успех — печенье. Как показала практика, сладкоежки готовы покупать отечественную продукцию даже с другого конца земного шара. В августе прошлого года областная фабрика "Любимый край" начала поставки овсяного печенья в Китай, а в ноябре начала демонстрировать себя и на полках крупных американских торговых сетей.
И тем не менее все это единичные случаи. Для того же кофе решающим стала внятная таможенная политика, которая помогла заработать целой отрасли. Сырье ввозится в Россию без пошлин, но при этом действует ввозная пошлина для готового продукта — 7,5% для растворимого и 8% для жареного кофе. Однако распространить этот опыт на другие сферы практически нереально. Ибо в обработке кофе людской ресурс минимальный — работает автоматика. Подобные линии можно использовать не только для кофе, но, к примеру, и для специй (к слову, странно, почему это до сих пор не происходит). Однако, например, для текстильного производства мало просто купить ткань. Из нее потом нужно что–то шить, а это уже требует квалифицированных и конкурентоспособных кадров.
Разумеется, будущее мировой экономики — во все возрастающей автоматизации. Однако она потребует больших инвестиций, да и горизонт планирования для бизнеса в таком случае увеличится; сегодня он уже составляет 5–10 лет. Мало кто в современной геополитической ситуации готов всерьез делать такую долгоиграющую ставку.