Мировой футбол стал бесконечным "Инстаграмом". Запах сигарет и сосисок сменили фонарики мобильников. На "Реале" больше не ревут во всю глотку, а с улыбкой пялятся в телефон, пытаясь поймать свой фейс на фоне больше–уже–не–Криштиану–Роналду, подающего угловой. Это не значит, что футбол никому не нужен.
Наоборот, его потребителей стало в десятки раз больше. Просто они немного другие. Трансферные суммы определяют степень внимания едва ли не больше, чем то, что футболисты делают на поле. Но законы гидростатики никто не отменял. Болельщикам разных воззрений стало тесно под одной крышей. Первыми занервничали в Англии, причем обвинить ребят в дремучем олдскуле нельзя: ходить на Премьер–лигу стало очень дорого. Одно дело посетить "Арсенал" за 200 фунтов, как лондонскую достопримечательность (и то многие уже считают, что лучше сэкономить и потратить время, скажем, на "Тейт"), другое дело ходить на него регулярно. Безусловно, на футболе приятнее по–театральному с семьями, чем терять близких, как на "Хиллсборо". Впрочем, не будем ввязываться в бесконечный спор "степных волков" и мещан. Помимо цен modern football устраивает своей атмосферой далеко не всех.
Британцы стали искать альтернативные способы сохранить в себе футбол. Один из способов — ходить на молодежные составы, где точно так же можно болеть за своих против чужих с привычными названиями и брендами. "Челси" — "Тоттенхэм". "Манчестер Юнайтед" — "Манчестер Сити". Кому не хватает размаха, делали иначе. Пять лет назад маркетинговый отдел немецкой "Боруссии" из Дортмунда зафиксировал солидный прирост (около 3 тыс.) членов фан–клуба с британскими паспортами. Англичанам выгоднее сесть в ирландский реактивный самолет за 30–40 евро, купить билет на матч за те же деньги и прилететь в Германию, получив при этом еще и смену обстановки. Пива в Рейн–Вестфалии, конечно же, тоже попить выгоднее, чем в Британии.
Нельзя сказать, что в Европе другая культура потребления. Просто там она была всегда, у нас только зарождается. В потреблении чего угодно. Так, в России болельщику пресыщение "попсовым" футболом пока не грозит, мы только начали радоваться новым стадионам, оставшимся от чемпионата мира, не успев забыть, как совсем недавно умирали от холода и голода, по необъяснимой инерции придя в ноябре на матч с "Шинником". Но если каждый второй европеец где–то рядом со своим "я" греет в груди любимую команду из родной деревни, топчущую газоны в пятой–шестой лиге, и с гордостью об этом рассказывает, то у нас говорить: "Я — фанат "Луча" — немодно и неестественно. И все же в нас живет потребность в своей local team.
Клуб "Чертаново" из ФНЛ, превратившийся в интересное явление среди домодедовских новостроек, задал некие ориентиры. В Петербурге летом родился "Ленинградец", который может пройти по похожему пути. На первой домашней игре на "Нова–Арене" трибуна была полна. Практически все зрители — сотрудники офиса компании–спонсора. Не столь уж смешная идея, как кажется на первый взгляд. Именно так образуются клубы по интересам. В данном случае из людей, которым очень хочется чувства своего. Когда можно похлопать игрока по спине. Поздравить с победой. Услышать крик тренера. На следующих играх людей из офиса было меньше, зато подтянулись из ближних районов. Судьба таких клубов — набирать болельщиков по единицам, в лучшем случае — десяткам. Опять же не смешно, если чемпион России "Локомотив" дает среднюю посещаемость 11 тыс. Хотя "Локо", кстати, тоже — local team. И "Зенит" ею был, между прочим.
Читайте также:
Футбол
Противный спортивный. Принципы российского футбола
Любые традиции требуют времени. "Кельн" шел к своим 50 тыс. во Второй лиге целый век. "Тосно" и пальцем не шевельнуло, чтобы сделать для этого хотя бы порывистое движение корпусом. Но если вы требуете экологической землицы на корнях свежей редиски, которую продает фермер Михалыч, то рано или поздно захотите свой маленький клуб. И со временем узнаете, что УЕФА, оказывается, с 1996 года проводит Кубок регионов. Что в прошлом году команда из Ростовской области участвовала там в матче за третье место, а в 2009–м "Приволжье" его даже выиграло.
Только с верхнего яруса кажется, что это неинтересно. Ведь на больших стадионах не хватает одного: запаха травы. Его можно почувствовать только в самых нижних рядах. Но опять же дорого.
Иван Жидков, главный редактор "Спорт день за днем", специально для "ДП"