Каков принцип подбора футбольных игроков? Несколько иной, чем представляется болельщикам. Зачастую тренеры знакомятся с кандидатурой, предложенной спортивным директором и селекционным отделом, буквально за несколько десятков минут. Есть клубы, где тренерский штаб вообще не вмешивается в "рекрутинговую" работу, но у него может быть "право вето". Реже всего — вариант, когда сам главный тренер предлагает руководству потенциального новичка.
В топ–клубах вмешательство тренера в выбор игроков минимально. Широкая сеть селекционеров (в ведущих клубах их может быть до 40 человек) "ведет" игроков матч за матчем, собирает по ним информацию, в том числе связанную с жизнью вне поля, проводит предварительные переговоры. Если спортивный или гендиректор уверен, что какой–то футболист принесет реальную пользу или окажется потом с выгодой "продан", то его пригласят, даже не консультируясь с главным тренером. Стратегически такая тактика верна. Тренерский штаб живет от матча к матчу и не видит всю картину жизни клуба. Директора же рассуждают с точки зрения среднесрочной и долгосрочной стратегии. Правда, зачастую "инвестпроекты" идут вразрез с логикой тренеров, которым нужно давать результат здесь и сейчас.
Иная ситуация с клубами, в которых нет ни селекционной службы, ни спортивного директора. А это едва ли не половина Российской премьер–лиги. Здесь тактика простая — звонки знакомым агентам, работа по изученным рынкам и отсмотр огромных объемов видеоматериалов в InStat и WyScout. Любой селекционер скажет, что для окончательного решения по игроку нужно увидеть его вживую в официальной игре, но как это сделать, когда нет ни людей, ни финансов? В таком случае есть возможность пригласить игроков на просмотр и увидеть футболистов в действии.
Какие–то клубы оплачивают перелет и проживание, другие, как, например, почивший этим летом "Амкар", набирали "пачку" футболистов за их счет на сбор в Турции, а компенсировали расходы только тем, кто подписывал контракт. Необычную форму набора игроков в этом году продемонстрировала "Уфа", где вертикаль очень простая: генеральный директор — тренерский штаб. Башкирский клуб подписал двух новичков. Из словенского "Домжале" перешел Ловро Бизяк, а из люксембургского "Прогресса" — Оливье Тилль, они приглянулись "Уфе" в очных матчах с этими клубами в квалификации Лиги Европы. Как говорится, дешево и сердито, никаких расходов на разъезды селекционеров и спортивного директора.
Читайте также:
Футбол
За окном входящие. Как Семак меняет "Зенит"
Однако не стоит забывать и об эмоциональном аспекте, определяющем многое. Доводилось наблюдать, как уже полностью поддержанного на всех уровнях игрока с пройденным медосмотром заворачивали в последний момент без каких–то объективных причин. Бывает и так, как это случилось в одном из новичков РПЛ этим летом, — несколько месяцев они искали центрального нападающего, до последнего перебирали кандидатуры, а в итоге подписали на последнее место в заявке звездного в прошлом, но возрастного опорного полузащитника с толстой медицинской карточкой.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер