Война как повод помириться. Повлиять на исход торговых прений США и Китая невозможно

 

На этой неделе США ввели очередной раунд пошлин на китайские товары. Китай ответил угрозами ответных мер, в том числе пригрозил девальвировать юань. О торговых войнах говорят с весны 2018 года, но пока (именно пока!) ничего страшного не происходит. Тем не менее отсутствие видимых последствий вовсе не означает, что ничего не изменится в будущем. Главная причина, побуждающая Дональда Трампа повышать таможенные тарифы, — дефицит торгового баланса США. С начала 1990–х годов торговый баланс США стал отрицательным, и величина дисбаланса достигла около $500 млрд, причем около $300 млрд из этой суммы приходится именно на Китай. Такой значительный дисбаланс давно требовал принятия мер по его сокращению, но только Трамп решился взяться за решение этой проблемы.
Существует два диаметрально противоположных (с точки зрения воздействия на взаимную торговлю) подхода к сокращению дефицита торгового баланса: можно сократить покупки китайских товаров (введя пошлины или квоты) либо увеличить продажи американских товаров в Китай. Первый подход привлекает своей простотой, но чреват ответными мерами (Великая депрессия и стала великой в том числе из–за взаимного повышения пошлин). Повышение пошлин сокращает взаимную торговлю, а в США — еще и разгоняет инфляцию (китайские товары намного дешевле американских). К сожалению, именно этот подход и выбрал Трамп. Второй подход реализовать заметно труднее: у США не много товаров, которые можно предложить Китаю. Тем не менее они есть, прежде всего энергоресурсы: нефть и сжиженный природный газ (СПГ). Китай даже делал предложение купить на $70 млрд СПГ, но явно ошибся с суммой — предложение осталось без ответа. Будь сумма заметно выше, шансы договориться были бы достаточно велики.
Интересно, что в 1985 году похожая проблема была в отношениях между США и Японией. Тогда удалось достичь разумного компромисса — Япония ревальвировала свою валюту и несколько ограничила поставки автомобилей в США (а позже японские автоконцерны построили там свои заводы). В историю эта сделка вошла как "соглашение в отеле "Плаза". Тогда торговой войны удалось избежать. Удастся ли избежать на этот раз — пока не ясно. Китай в принципе склонен к переговорам, Трамп (на словах) тоже выступает сторонником "заключения сделки". Но противоречия очень велики.
Для России торговая война США и Китая таит риск мирового экономического кризиса, который, естественно, приведет к падению сырьевых цен. Торговая война в любых ее проявлениях ведет к снижению объемов мировой торговли, за снижением торговли идет падение производства и как следствие — падение цен на сырье. Всем памятен кризис 1997 года и тем более — 2008–го. Оба этих кризиса довольно болезненно аукнулись простым россиянам. Впрочем, повлиять на исход торговых прений между США и Китаем извне практически невозможно. Так что остается только надеяться на благоразумие и здравый смысл руководителей США и КНР…
Сергей Хестанов , советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер"