Бывший тренер "Лидс Юнайтед" Говард Уилкинсон говорил, что тренеры бывают только двух типов: те, кого уже уволили, и те, кто будет скоро уволен.
В чемпионате России по футболу спокойно себя чувствовать могут пока двое: Сергей Семак, оказавшийся в тренерской ситуации под названием "вызов" (после "Уфы" он умело воспользовался шансом поработать в суперклубе), и Виктор Гончаренко в ЦСКА, поставленный в положение руководителя, вынужденного проводить радикальную перестройку команды. Но, когда есть результат и эффектная игра, это надежная страховка и возможность спокойно работать дальше.
Набранные очки "Краснодаром" и "Ростовом" пока оставляют шанс Мураду Мусаеву (который все еще в статусе "посмотрим на его работу") и Валерию Карпину, который пока справляется с ролью "я вам покажу то, про что рассказывал по телевизору".
Остальным тяжелее. Менее 2 лет назад Массимо Каррера был безоговорочным авторитетом, но как руководитель он не справился с постчемпионским кризисом, потерял контакт с игроками, как тренер не нашел свежих идей, после ухода лидера команды Квинси Промеса ничего, кроме стандартов, сопернику предложить не может.
Но главное — это потеря доверия игроков. Попытка заменить капитана команды Дениса Глушакова на Георгия Джикию не удалась, команда проголосовала за Дениса. И, хотя потеря формы Глушаковым очевидна (от популярного мема "Глушаков — это похороны!" до непопадания на чемпионат мира в состав сборной — всего один сезон), любому сотруднику умный начальник всегда может объяснить ситуацию. Не гнобить, а сыграть на самолюбии. Не унижать, а встряхнуть. Не добивать, а поставить новые цели.
Тренер обязан быть честен и последователен. Перевод в запас должен сопровождаться объяснениями причин и желанием помочь футболисту вновь обрести форму.
Ссылка тренироваться с детьми должна быть исключительной мерой: как перевод в дубль Аршавина, Денисова, Власова и Анюкова, которых Дик Адвокат сослал после веселой вечеринки накануне важнейшего матча со "Спартаком". Игроки должны понимать, что наказание справедливо. И что у них есть путь назад.
Футбольному тренеру приходится работать с подчиненными с огромной зарплатой и не менее громадным самомнением. И худший способ поддержать свою власть — это принести в жертву одного из них, тем более капитана. Обычно все начинается с мелких придирок, которые невероятно раздражают любого (а тем более миллионера), потом при разборе делается упор на его ошибках (как будто только он один виноват, а все остальные о–го–го как играли), следом удаляют из состава за какой–нибудь незначительный проступок, а в конце — ссылка в дубль за дурацкий лайк или обидный комментарий. Тренер доказал, кто тут главный, но получил недовольную "раздевалку".
Непростая ситуация у Юрия Семина в "Локомотиве". О том, что чемпион страны в кризисе, говорят 10 пропущенных голов в последних трех матчах.
Наверное, можно играть и на былом опыте, и на старых конспектах, но команда видит, что результата нет, а тренер не может переломить ситуацию. Игроки деградируют, они расслабились и физически, и морально. И свои поражения вчерашние чемпионы склонны сваливать на ошибочную схему и тренерские установки, в которых они не видят ничего нового.
Зато тлеет затянувшийся конфликт в руководстве, который пресса обсуждает не менее охотно, чем "банный" развод Глушакова с женой. Вот только с Семиным "Локомотиву" больше так просто развестись не удастся. Можно спрогнозировать, что ему в клубе предложат почетную должность — перерезать ленточку, наносить первый удар по мячу, приветствовать новобранцев.
Слишком банальны и показательны примеры, как разваливаются чемпионские команды, а тренеры теряют контроль над коллективом. И в случае успеха и Сергей Семак, и игроки, и менеджмент должны будут учитывать этот парадокс, с которым, если вспоминать прошлое, не справился и первый чемпионский состав "Зенита" 1984 года.
Молодым свойственно стремиться к самореализации и достатку. Проще говоря, им важны слава и деньги. Если не будет побед (а значит — славы и премиальных), они всегда готовы свалить свои проблемы на тренера, который оказывается козлом отпущения. Ведь он "не поставил игру", зато мучает их утомительными тренировками и штрафами за нарушение режима.
И самый сложный сезон у чемпионов всегда следующий.