Представители власти все время говорят о геополитических интересах России. Но, судя по их действиям, главный интерес — в том, чтобы у нас была технологически отсталая экономика. Цель, которую мы успешно достигаем.
Мне очень нравится философский подход к жизни, который демонстрирует премьер–министр Дмитрий Медведев. Он, безусловно, принадлежит к школе стоиков и с абсолютным хладнокровием наблюдает за происходящими в мире событиями.
А потом столь же спокойно объявляет о том, что Россию ждут 6 непростых лет. И в этом Медведев, конечно, прав.
Россию по определению ждут непростые годы. Причем до тех пор, пока в нашу страну не придут инвестиции и технологии. А откуда им приходить сейчас? Из Китая? Нет, и это доказано экспериментально. Китай инвестирует только в те проекты, которые приносят прибыль ему самому. Тогда, может, с Запада? Но отношения испорчены, и на это никакой надежды нет. Да, для развития высоких технологий хорошие коммуникации с Западом — условие недостаточное. Зато обязательное. Так что сейчас можно расслабиться — технологий не будет. Никакие указы, постановления, подтасованная статистика, телевизионная болтовня или деньги, собранные с пенсионеров, не помогут. Со времен Петра Великого было известно, что способ достичь успеха только один. Правда, сформулировал его Ленин, значительно позднее: "Учиться, учиться и учиться!" А у нас вместо этого: "Понтоваться, понтоваться и понтоваться!" Понты дороже и денег, и технологий.
Да, есть отрасли, в которых мы все еще сохраняем сильные позиции. Прежде всего ракетно–ядерные технологии и оборонка. Хотя, если посмотреть внимательно, наши военные успехи в Сирии тоже выглядят не блестяще. За время сирийской операции сбито около 10 российских самолетов и вертолетов. Это позорно много!
Тем временем Трамп продолжает вести торговую войну с Китаем. Эта война, конечно, может дать краткосрочный положительный эффект для США. Но в долгосрочной перспективе плохо будет обоим. Рикошеты от этого конфликта обязательно зацепят и Россию.
А самые серьезные проблемы нас ждут, когда начнется очередной глобальный экономический кризис. С 2008 года мы ведь так и не восстановили экономику. Я говорю не об объеме ВВП, а о создании новых бизнесов, инвестиционной привлекательности. Все это сейчас находится на уровне гораздо ниже 2008–го. Так что все будет происходить в соответствии с поговоркой: "Пока толстый сохнет — худой сдохнет".
Впрочем, даже если кризиса не будет, то никаких шансов на опережающее развитие, о котором говорят власти, нет. И пока мы не восстановим отношения с Западом — не будет. В нашей политической ситуации налаживание этих отношений — прерогатива исключительно президента России. Больше это не зависит ни от кого. Поэтому спокойствие председателя правительства вполне понятно.