Группа "Черкизово" готовится выкупить 75% ГК "Самсон — продукты питания". Инвесторы заявляют, что их план позволит обеим компаниям расширить площадки сбыта. Сделка совершается на фоне подъема рынка мясных изделий и роста популярности полуфабрикатов в регионах Северо-Запада.
Один из крупнейших в России вертикально интегрированных производителей мясной продукции — Группа "Черкизово" Евгения и Сергея Михайловых объявила о намерении приобрести 75% петербургской ГК "Самсон — продукты питания" (СПП), которая выпускает потребительские товары под брендами "Самсон", "Филея" и другими марками. Сумма сделки не раскрывается, однако эксперты "ДП" прогнозируют, что московское предприятие заплатит более полумиллиарда рублей.
В официальном заявлении подчеркивается, что после одобрения договора со стороны ФАС России структура СПП не претерпит существенных изменений и продолжит самостоятельно вести операционную деятельность. Менеджмент компании также останется на своих местах. Стороны подчеркивают, что речь идет о стратегическом партнерстве и расширении рынков сбыта.
Завоевание рынка
"Данная сделка позволит "Черкизово" усилить свои позиции в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. В СЗФО Группа "Черкизово" вышла в 2017 году и уже занимает заметные позиции в регионе. По оценкам компании, в настоящее время на долю бренда "Петелинка" приходится 29% продаж брендированного мяса курицы в крупнейших розничных сетях СЗФО. Бренд индейки "Пава-пава" занимает 53% продаж мяса индейки, бренд "Черкизово" в свинине — 8% брендированного рынка", — сообщили в компании.
Со своей стороны, группа "Самсон" получит доступ к сырьевой базе и профессиональной экспертизе крупнейшего производителя мяса в России. Новое партнерство аналогичным образом даст ей выход на новые рынки сбыта. Пока что более 90% продаж СПП приходится на рынок Петербурга и СЗФО.
"Данная сделка отвечает стратегии развития группы. Все составляющие бренда "Самсон" — натуральность, свежесть, ориентация на здоровое питание — полностью соответствуют ценностям "Черкизово". Кроме того, сделка позволит расширить портфель брендированной продукции с высокой добавленной стоимостью", — пояснил генеральный директор Группы "Черкизово" Сергей Михайлов. По плану компании к 2020 году она намерена увеличить долю подобных продуктов в структуре выручки с 60 до 80%.
Как сообщила "ДП" к. э. н, член Гильдии маркетологов, основатель научно-исследовательской компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарева, исходя из имеющихся активов, показателей деятельности, рыночных позиций, границ работы и потребительского позиционирования брендов ГК "Самсон — продукты питания", а также стратегических намерений Группы "Черкизово", реализуемых через покупку, стоимость сделки можно оценить в 0,75-1 млрд рублей.
"Черкизово", приобретя сильного регионального игрока, получит укрепление своих позиций на достаточно консервативном рынке Петербурга и СЗФО, а также дополнительную производственную площадку, позволяющую за счет логистического плеча осуществлять поставки в другие регионы, прежде всего в ЦФО, полагает эксперт. "Кроме того, "Черкизово" расширит свой портфель за счет маржинальной продукции, соответствующей запросам современных потребителей — ЗОЖ, правильное питание и стремление приобретать натуральные и качественные продукты питания, в том числе полуфабрикаты, экономящие время жителей больших городов. Исходя из этого, сделка не только позволит "Черкизово" еще больше быть "в тренде", но и упрочит позиции на рынках СЗФО и ЦФО", — добавила Елена Пономарева.
Какие Бермуды
На данный момент в состав ГК "Черкизово" входит восемь птицеводческих комплексов полного цикла, 16 свинокомплексов, шесть мясоперерабатывающих предприятий, а также восемь комбикормовых заводов и более 287 тыс. га сельскохозяйственных земель. В 2017 году Группа "Черкизово" произвела около 1 млн тонн мясной продукции. Консолидированная выручка по итогам 2017 года составила 90,5 млрд рублей.
С 2006 года Группа "Черкизово" является публичной компанией, ее акции обращаются на Московской бирже. Контролирующий акционер ПАО "Группа Черкизово" совместно с аффилированными лицами контролирует 89,5% акционерного капитала компании, говорится на сайте общества.
Как сообщал РБК в ноябре 2017 года, с 31 октября прошлого года владельцем 25% акций кипрской MB Capital Europe Ltd, головной для группы "Черкизово" компании, стал ее гендиректор Сергей Михайлов, а 75% стали напрямую принадлежать Лидии Михайловой. Об этом свидетельствовали данные кипрского реестра компаний. Ранее единственным собственником кипрской компании была зарегистрированная на Бермудах MB Kapital Partners Ltd, чьи бенефициары достоверно известны не были.
Покупатель может заплатить за 75% "Самсона" около 700 млн рублей, сообщил в комментарии изданию гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. Вся компания без учета долга, по его оценкам, может стоить около 1,5 млрд, а с учетом долга — около 900 млн.
ГК "Самсон — продукты питания" специализируется на производстве продукции из свежего охлажденного мяса с пониженным содержанием жира (фарши, бифштексы, фрикадельки, шницели). Входящий в группу мясокомбинат "Всеволожский" ежемесячно производит 2 тыс. тонн продукции.
По оценкам руководства компании, она занимает 41% в сегменте "фарши и продукты мясопереработки" в розничных сетях Петербурга и Ленинградской области. Основные бренды компании — "Самсон", "Грильмания", "Семейный ужин", "Филея", "ОК24" и "Время есть". Объем продаж в 2017 году достиг 17,5 тыс. тонн, а выручка составила 3,955 млрд рублей. По итогам первой половины 2018 года этот показатель был равен 2,335 млрд рублей. По данным базы СПАРК, учредителем СПП числятся два иностранных юрлица — Montego Bay Ventures Ltd с Виргинских островов (доля 99,9%), еще 0,1% записаны на исландскую Ventax Limited.
Полуфабрикатные перспективы
По информации научно-исследовательской компании "Лаборатория трендов", мясо и мясная продукция по-прежнему являются для россиян традиционными продуктами. По подсчетам Росстата, на их долю приходится более 9% всех потребительских затрат населения и почти треть всех затрат на приобретение продуктов питания и напитков.
В 2017 году объемы российского производства мясных изделий показали разную динамику, которая зависела от вида продукции. Мясо и субпродукты демонстрируют рост по обоим видам мяса: рост по убойным животным в 2017 году составил около 6%, а по птице — более 7%. В связи с происходящими изменениями в сельском хозяйстве (под влиянием импортозамещения), ценовыми колебаниями на рынке и смещением спроса потребителей в пользу более натуральной продукции происходит стабильный рост объемов производства обоих видов мяса и мясной продукции.
Одновременно с этим в последнее время началось снижение производства колбасных изделий и консервов: мясо воспринимается как более натуральный, качественный и полезный продукт. Одновременно с этим стабильно растет производство мясных и мясосодержащих полуфабрикатов, что также является следствием меняющихся моделей потребительского поведения.
"Изменение стиля и темпа жизни населения приводит к тому, что времени на приготовление пищи остается все меньше. В этой ситуации потребители смещают свой спрос с "сырого" мяса на полуфабрикаты или на рынок доставки еды на дом, который стремительно растет, особенно в крупных городах", — говорят эксперты в ответе на запрос Russian Foodmarket.
В "Лаборатории трендов" пришли к выводу, что отечественный рынок мяса и мясной продукции пережил кризис и внедрение санкций, что положительно отразилось на росте внутреннего производства. Институт маркетинговых исследований GfK в своем анализе рынка, выполненном в середине 2018 года, выяснил, что категория мяса занимает 14% в затратах российских домохозяйств на товары повседневного спроса. Несмотря на некоторое снижение домашнего потребления этой категории, мясо по-прежнему является самой крупной статьей расходов российских покупателей. В среднем домохозяйства тратят на мясо, включая готовые мясные изделия, порядка 1860 рублей ежемесячно.
Четверть объемов мяса (26%, в килограммах) покупается в виде сосисок, колбас и деликатесов. Согласно исследованию GfK, спрос на эти мясные изделия по России в целом просел на 3%. Больше всего снижается категория мясных деликатесов. Как и вся категория мяса в рознице, готовые мясные изделия испытывают давление от рационального поведения покупателей. Кроме того, на категорию влияют тренды ЗОЖ, а также развитие индустрии общественного питания — канала HoReCa и сервисов по доставке еды.
"Потребление колбасных, сосисочных изделий и мясных деликатесов растет только в Северо-Западном и Уральском регионах, тогда как самые большие любители готовых мясных изделий — Поволжье, Центральный регион и Дальний Восток — сократили покупки", — отметили в GfK.
Крупнейшими производителями мясных изделий в России являются Останкинский МПК, ABI PRODUCT и Группа "Черкизово", следует из исследования маркетингового агентства. Эти три компании возглавили списки лидеров по объемам продаж в денежном и в натуральном выражении. Кроме того, в топ-30 самых популярных производителей входят собственные торговые марки сетей — "Ашан" и "Магнит".
В информационно-аналитическом агентстве INFOLine утверждают, что в России продолжается рост производства мясных полуфабрикатов (+4%) и мясных кулинарных изделий (+15%). В отраслевом обзоре "Потребительские тренды на рынке мясных изделий: 2018 год" этот процесс объясняют смещением покупательских предпочтений в сторону более качественных и натуральных продуктов. На этом фоне отечественные производители продолжили выпускать как традиционную для отечественного рынка продукцию, например докторскую или вареную колбасу, так и зарубежные гастрономические бренды.