Избавиться от маразма. Лишение свободы за репосты может оказаться в прошлом

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о смягчении статьи за экстремизм. Поправки предлагают за разжигание ненависти лишать свободы только в том случае, если в течение года гражданин уже привлекался за такое правонарушение к административной ответственности. "ДП" узнал, что думают эксперты, лидеры мнений и старожилы Рунета об идее президента.

После масштабного обсуждения "посадок за репосты" летом этого года даже, казалось бы, самые рьяные охранители призвали одуматься и перестать сажать людей в настоящую тюрьму за картинки в интернете. В июне этого года Владимир Путин согласился, что борьбу с экстремизмом не стоит доводить до абсурда, и теперь в российской судебной системе, похоже, действительно станет поменьше абсурда.
Или нет. Мнения экспертов по этому поводу самые разные.
"Вы знаете, что он (Путин. — Ред.) сказал, что все должно укладываться в рамки здравого смысла и не доходить до маразма. Собственно, проявления маразма таким образом исправляются", — рассказал об инициативе Путина пресс-секретарь президента Дмитрий Песков (цитата по ТАСС).
В Генпрокуратуре одобрили идею Путина и тоже признали: да, были перегибы. "Конечно, это совершенно правильное и взвешенное решение", — отметил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
Инициативу президента поддержали и в Mail.Ru Group, владеющей соцсетью "ВКонтакте", которая поневоле стала главным полигоном этой битвы.
"Декриминализация действий пользователей, совершенных в интернете, отвечает интересам российской интернет-индустрии. Мы поддерживаем данную инициативу и готовы сделать Mail.Ru Group площадкой для привлечения общественной экспертизы по данному вопросу", — сказал РИА Новости гендиректор интернет-компании Борис Добродеев.

Ослабление поводка

Одной из первых подняла волну общественного обсуждения экстремистской статьи жительница Барнаула Мария Мотузная. Она рассказала в Twitter о своем уголовном деле за картинку в интернете. Ей грозит до 5 лет лишения свободы. Текст Мотузной вызвал шквал негодования в адрес отечественной судебной системы. После Мотузной стали появляться и другие истории об уголовных делах за, казалось бы, совершенно безобидные картинки.
Отчасти именно благодаря изначальному рассказу Марии Мотузной общественное обсуждение экстремистской статьи дошло до властей — и вполне возможно, что это именно тот случай, когда волнения в обществе могут наконец-то повлиять на законодательство.
Сама Мотузная в разговоре с "ДП" назвала тенденцию хорошей, но этой меры, по ее словам, явно недостаточно.
"Если честно, нет (не очень довольна инициативой. — Ред.). Это выглядит, как ослабление поводка, чтобы успокоились. Но тенденция хорошая в целом. Они не понимают будто, что за мемы и репосты судить вообще абсурдно", — сказала она.
Создатель интернет-энциклопедии Lurkmore Дмитрий Хомак, уехавший из России из-за проблем с Роскомнадзором и Центром по борьбе с экстремизмом, скептически оценил инициативу президента: по его мнению, теперь в стране пойдет всплеск административных дел за репосты.
"Будут теперь заводить административки, прежде чем сажать. На одну картинку административку, на следующую — уголовку. А так как 282-я в интернете — это такая специальная статья, по которой привлечь можно любого, всегда и за что угодно, то пойдет вал административных дел, а потом снова начнут сажать. План раскрываемости по 282-й, опять же, никуда не делся", — сказал Хомак корреспонденту "ДП".
Он добавил, что даже если после административки за репост удалиться в деревню, отключить интернет и спрятаться от всего мира, это все равно не поможет, потому что дела заводят и за старые посты.
"Старых постов хватит на то, чтоб тебя гарантированно посадить", — добавил Хомак.

Нельзя наказывать за слова

Предложение Путина вряд ли основательно решит проблему, но это лучше, чем ничего, рассказал "ДП" владелец анонимной имиджборды "Двач" Нариман Намазов.
"Мера, конечно же, недостаточная, но что имеем, тому и рады, любые послабления в плане посадок за мемы и за репосты — это только хорошо. Сомневаюсь, что решит коренным образом проблему, потому что проблема в чем — был бы человек, а статья найдется. Заведут дело вначале за одну картинку с экстремизмом, потом за вторую, вот и реальный срок получился", — сказал Намазов.
По его словам, необходимо пересмотреть базовую часть статьи, по которой людей могут наказывать не за призывы к убийствам, а за картинки в интернете.
"Правоохранительным органам нужно научиться отличать безобидных студентов от организаторов преступных сообществ и перестать набивать себе звезды на погонах на обычных людях, не выходя из уютного кабинета. Но инициатива полезная, хоть что-то", — признал владелец "Двача".
Глава организации "Роскомсвобода" Артем Козлюк рассказал "ДП", что ожидал более радикальных мер: по его словам, инициатива президента не сможет кардинально решить проблему необоснованных уголовных сроков.
"Эти законопроекты каким-то образом могут смягчить воздействие Уголовного кодекса на тех, кто публикует картинки, анекдоты и тексты и получает условные или даже реальные сроки. Другое дело — резко увеличится количество административных дел, несколько снизится количество уголовных. Но в конечном счете все будет решаться по факту правоприменения. Возможно, некоторые представители правоохранительных органов, наоборот, уже потирают руки, предвкушая, что будут получать за каждого такого пользователя не одну палку в свою отчетность, а сразу две — сначала административное дело, потом уголовное. Радикально ситуация не изменится, пользователей все равно будут наказывать за публикации", — сказал Козлюк.
Лидер организации отметил, что идея Путина станет полезна тем, кто сейчас отбывает наказание по экстремистской статье или находится под следствием: когда закон вступит в силу, они должны получить освобождение или избавиться от уголовного преследования.
"Если это своя позиция, свое мнение, публикация картинок, анекдотов — за это бессмысленно привлекать. Если это повлекло серьезные последствия — призывы, которые вылились  в офлайн-пространство — то это уже можно рассматривать в уголовной парадигме. За слова в интернете не должно быть никакого уголовного наказания, да и административную составляющую тоже надо пересматривать", — добавил Козлюк.

Справка

Летом 2018 года в российском обществе стали активно обсуждать "посадки за репосты" — случаи реального уголовного срока за репост в соцсетях материалов, признанных экстремистскими.
Во время прямой линии 7 июня президент России Владимир Путин согласился, что эту ситуацию не нужно доводить "до маразма и абсурда". В конце июня депутаты Госдумы предложили исключить ответственность за репосты в сети, разделив ст. 282 на административную и уголовную часть.
Сейчас за разжигание ненависти или оскорбление чувств верующих можно получить реальный срок до 5 лет.