Смольный выделил землю под строительство нового музея блокады на берегу Невы. Застройщиком будет принадлежащее городу АО "Центр выставочных и музейных проектов". У него богатый опыт в данной сфере: год назад это АО построило музей "Россия — моя история". И как раз сейчас составляет смету на устранение обнаруженных в здании дефектов, а также пытается отсудить у подрядчика 44,5 млн рублей.
АО "Центр выставочных и музейных проектов" (ЦВМП) реорганизовано из СПб ГУП "Служба времени" (отвечало за ремонт городских часов). Генеральный директор компании Сергей Важенин ранее работал врио ФГБУ "Большой Санкт–Петербургский государственный цирк", а до того был председателем комитета по физкультуре Ленобласти. Первым большим проектом компании стало строительство петербургского "исторического парка" "Россия — моя история".
ЦВМП выступает партнером московского Фонда гуманитарных проектов, который при поддержке "Газпрома" и патриархии создает интерактивные музеи под брендом "Россия — моя история" по всей стране. Проект начинался с выставки "Романовы", организованной в 2013 году по инициативе патриаршего совета по культуре. Теперь экспозиция освещает всю историю страны, от Рюриковичей до наших дней. Всего в стране создано 17 таких музеев. Вместо экспонатов в них экраны, так что, если вдруг кому–нибудь понадобится переписать историю, можно будет просто сменить изображение на дисплеях.
Договор на строительство петербургского музея стоимостью 1,399 млрд рублей был заключен ЦВМП 27 января 2017 года с московским подрядчиком ООО "СК "Мир". В договор несколько раз вносились изменения, в последний раз — 29 марта нынешнего года. Датой окончания контракта указано 30 апреля того же года. Но, по данным сайта госзакупок, исполнение контракта до сих пор не завершено.
Моя история прохудилась
В Смольном были довольны сотрудничеством с СК "Мир" — чиновники поверили, что у них получилось сэкономить. "Когда мы начинали, из экспертизы объект вышел со сметной стоимостью 1,7 млрд рублей. Однако усилиями Службы заказчика, генерального подрядчика (компании "СК "Мир"), нам удалось снизить сметную стоимость объекта более чем на 200 млн рублей. Это беспрецедентный случай, когда мы идем по пути снижения сметной стоимости объекта", — сказал на открытии музея профильный вице–губернатор Игорь Албин.
Разрешение на ввод в эксплуатацию музея "Россия — моя история" выдано 2 ноября 2017 года. Из документов известно, что в мае нынешнего года в музее возникли проблемы с работой лифтов. 22 июня ЦВМП заключил договор на строительно–техническое исследование здания. Эксперты должны выяснить, соответствует ли качество и объем фактически выполненных работ строительным нормам, проектной документации и условиям договора с СК "Мир". Стоимость работ составила 445 тыс. рублей. 19 июля по их итогам был составлен акт строительно–технической экспертизы.
На этом фоне 12 июля Центр выставочных и музейных проектов подал в арбитраж иск к СК "Мир" и потребовал взыскать с ответчика около 44,5 млн рублей "неотработанного аванса, неустойки, штрафа и возмещения расходов".
В качестве обеспечительной меры АО просило наложить арест на счета СК "Мир", аргументировав это тем, что в производстве арбитражного суда находится 42 дела по искам к "Миру" от разных заявителей. Следующее судебное заседание назначено на 18 октября. Между тем 24 сентября решением Московского арбитражного суда по другому делу СК "Мир" признана банкротом, в отношении нее введено конкурсное производство. Выстроилась очередь из кредиторов.
Лихо пока не будят
Получив техническое заключение о состоянии здания, ЦВМП начал подготовку к ремонту. 10 сентября он заключил договор с АНО "Центр судебной экспертизы "ПетроЭксперт" на составление сметы устранения выявленных дефектов за 240 тыс. рублей.
"По поводу недостатков в музее "Россия — моя история" — это рабочий момент, — заявил "ДП" Сергей Важенин. — Началась эксплуатация, и стали вылезать дефекты. Это нормально, и люди адекватно пока реагируют, устраняют в рамках гарантийных обязательств. Про суд сейчас сложно давать комментарии, давайте обсудим после. А если не все будет так, как мы хотим, тогда мы уже обратимся к вам и попросим помощь прессы. Не будем пока будоражить эту тему: "не буди лихо".
В "ПетроЭксперте" от комментариев отказались, сославшись на условия договора с заказчиком. В СК "Мир" не ответили на вопросы издания.
Новый лучше прежнего
На этом фоне 25 сентября городская администрация выделила Центру выставочных и музейных проектов два участка (более 17 тыс. м2) на Смольной наб. под строительство Музея блокады и обороны Ленинграда. В ближайшее время, как ожидается, будет объявлен конкурс на проектирование.
История со строительством этого здания тянется с начала 2000–х годов: открыть нечто подобное планировали еще к 60–летию Победы. Ранее под стройку рассматривались и другие участки: например, возле музея "Россия — моя история" или на месте бывших теплиц кооператива "Цветы" на Шпалерной ул. На выбор участка именно на Смольной наб. могли повлиять планы по редевелопменту расположенной рядом Главной водопроводной станции (актив ГУП "Водоканал"): музей может стать первой ласточкой этого проекта.
Это не первый музей блокады в городе. В начале 1990–х был восстановлен закрытый в 1953 году Музей обороны Ленинграда в Соляном городке (Соляной пер., 9). Однако учреждению не хватало помещений, а расширение оказалось затруднено соседством с несколькими военными институтами (охранное обязательство на здание было оформлено на АО "48 Управление наладочных работ", наследника одноименного ФГУП при Минобороны). С лета музей в Соляном закрыт на ремонт — как уверяют в учреждении, плановый. Обещают, что его вновь откроют в январе 2019–го. Кроме того, существует еще ряд музеев и мемориалов.
Для строительства нового музейного комплекса (который помимо выставочных помещений будет включать ресторан и ВИП–зал) пришлось упразднить зеленую зону общего пользования — сад на Неве, причем уже во второй раз. Сначала сад исключили из перечня под строительство Орловского тоннеля. Потом, когда Георгий Полтавченко заморозил проект тоннеля, сад вернули в официальный список насаждений. И вот в минувшем году его вновь вычеркнули, уже под музей.
Общественники высказывали предположение, что сад был упразднен с вероятными признаками нарушения закона. Поскольку обеспеченность Центрального района зелеными насаждениями, по подсчетам активистов, ниже норматива (а значит, уменьшать площадь зеленых зон нельзя).
В кольце развязки
Комитету по градостроительству и архитектуре поручили обеспечить проектирование музея таким образом, чтобы сделать возможным строительство развязки Орловского тоннеля со Смольной наб. Так что, если когда–нибудь тоннель построят, новостройка окажется посреди кольца этой развязки.
Год назад были подведены итоги "открытого международного архитектурного конкурса" на здание музея блокады. Жюри отказалось самостоятельно выбирать победителя, выделив лишь четыре наиболее сильные работы и предложив сделать выбор из них "жителям блокадного города". Ходили слухи, что такая нерешительность вызвана сложным политическим моментом: симпатии его членов якобы склонялись к проекту финских архитекторов. Но доверить строить музей блокады представителям страны, которая в этой блокаде участвовала, противоречит нашей духовности. В итоге правительство признало победителем концепцию "Студии 44" Никиты Явейна. Он предложил музей в виде кубов, выставленных в круг на вершине холма (символизируют дома блокадного Ленинграда).
Общая стоимость реализации проекта, по данным на сентябрь нынешнего года, оценивается в 6 млрд рублей. В этом году бюджетные инвестиции в АО "Центр выставочных и музейных проектов" составили 1 млрд рублей, в следующем должны быть около 900 млн рублей. Таким образом, получается, что ныне ЦВМП располагает суммой около 2 млрд рублей.
Всего на строительно–монтажные работы предполагается направить 3,4 млрд, на оборудование — 1,6 млрд. Значительную часть денег планируется получить из федерального бюджета, но точная схема финансирования до сих пор не ясна — смету планируют уточнить к марту, когда уже готовый проект будут подавать в экспертизу. Открыть музей блокады хотят в 2020 году.
Юрий Игнатьев
В контексте
Промоутер сети фастфудов стоял на Невском в майке с английской надписью You will not starve to death in this city. Его фотография, разошедшаяся по соцсетям среди петербургских пользователей, вызвала взрыв оскорбленных чувств.
Надпись, которую можно перевести как «Вы не умрете от голода в этом городе», совершенно неприемлема для го¬рода, пережившего блокаду, считали они. Строго говоря, у слогана возможен и другой перевод: «Вы не проголодаетесь до смерти». Опрошенные «ДП» носители языка сказали, что оба они равноценны.
Конечно, если провести фокус–группу, показать ее участникам такую рекламу и спросить, уместна ли она именно в Петербурге, мало кто скажет «да». Но нужно быть очень сильно акцентуированным на событиях прошлого человеком, чтобы, поглядев на промоутера, построить такую цепочку ассоциаций.
В России вообще очень ретроспективное сознание. Мы все время боремся с поднимающим голову фашизмом, уверяем, что «можем повторить», в начале мая собираемся «на Берлин». Это не случайно. Никто — ни власть, ни общество не в состоянии нарисовать картину будущей России. Так, чтобы можно было поверить в ее реалистичность и при этом не ужаснуться. Поэтому и власть, и общество старательно дорисовывают картины прошлого. Это уже привело к необратимой девальвации Дня Победы, на очереди — блокада.
В Петербурге есть два больших музея блокады, не считая ведомственных и школьных. После того как в рамках «Ленинградского дела» был разгромлен Музей обороны Ленинграда в Соляном городке, посвященная блокаде экспозиция открылась в Музее истории Ленинграда на Английской наб. В 1990–е годы первый музей был возрожден, хотя и далеко не в прежних масштабах. Теперь собираются строить третий. Можно сказать, что власти эксплуатируют выгодную тему. Но это справедливо лишь отчасти: общество не отстает от них в создании своих ритуалов, заимствуя для этого уже имеющиеся формы. Не имея будущего, надо сплачиваться прошлым.
При этом все, что выходит за рамки официальной истории и ритуала, категорически запрещается. Никаких острых вопросов о блокаде задавать нельзя. Всем памятен пример телеканала «Дождь», который после этого лишился эфира и получил иски блокадников, один из которых теперь заседает в городском парламенте. Даже попытка реконструкции блокадной улицы, предпринятая пару лет назад на Итальянской, вызвала настоящую истерику.
Что будет показывать новый музей в таких условиях? Чем принципиально его экспозиция будет отличаться от двух других? И как скоро живой интерес к истории блокады будет окончательно погребен под тяжестью оскорбленных чувств и дозволенных цензурою вопросов?
Антон Мухин