Привычка. Возможно, вредная. Почему люди продолжают читать.
Выпуск, который вы видите сегодня, — не совсем обычный. "Деловой Петербург", в мае отметивший 25–летие, выпустил 5000–й номер. Юбилей — всегда отличный повод порассуждать не только о вчера, но и о завтра. Ведь кто не мечтает — тот не поставит целей, а кто не поставит целей — тот останется за бортом. Поэтому в юбилейном, 5000–м номере "ДП" мы решили поговорить о том, что ждет нас всех в горизонте ближайших 25 лет.
Будем с вами честны: мы не можем уверенно ответить на вопрос, каким будет петербургский бизнес в 2043 году. Да и вряд ли кто–нибудь сможет! Но в наших силах рассказать, к чему этот бизнес готовится, о чем мечтает и к чему стремится.
Любопытно, что предсказатели любят масштаб — обожают рассуждать, что будет через 100 лет, через 500: делать прогнозы на десятки лет рискованно. Есть вероятность не только дожить до описываемых времен, но и держать ответ за прогноз. Хотя чего можно спросить с футурологов–бессребреников, когда даже с нанятых за денежку консалтеров не очень–то спросишь.
Между летающими авто, которые управляются силой мысли, и телепортацией себя любимого в любую точку галактики рассуждать о будущем печатных изданий немасштабненько. Хотя время от времени футурологи предсказывают смерть газет. Особенно — на страницах многотиражных изданий. Конечно, классической опере предрекают смерть и забвение значительно дольше. И с большим пафосом, но и бумажный носитель отпевают с удовольствием.
Еще в 1930 году советский журнал "Вокруг света" пророчил, что в 2000 году человечество будет обмениваться информацией по проводам (практически предсказано появление интернета), после чего отомрет бумажная печать.
Нехватка и дороговизна древесины заставят отказаться от печатания газетных листов. Своих подписчиков издатели снабжают новостями с помощью электрических установок для дальновидения. Небольшой столик закрыт сверху молочного цвета пластинкой, на ней появляются световые буквы. Из них складываются статьи. В текст могут вставляются кинорисунки. Беспроволочной передачей кинокартин пользовались еще в 1926 году. В 1930–е годы можно было не только вести телефонные переговоры между Лондоном и Нью–Йорком, но также передавать изображения отпечатанного газетного листа. Считалось, что в будущем развитие средств массовой информации пойдет именно по электрическим проводам. Что почти оказалось правдой.
Однако в какие бы времена ни рассуждали о будущем газет, чаще всего говорят о технологиях печати, о носителях, но не о людях — журналистах и читателях. Технологии меняются непредсказуемо быстро, люди практически не меняются. Смена поколений не означает смену привычек и предпочтений — обучение и воспитание добавляет молодым не только знаний.
А отсюда следует довольно простой вывод: привычка читать качественно подготовленный и красиво изданный "Деловой Петербург" сохранится и через 25 лет.