Подходы к формированию городского бюджета и бюджета Российской Федерации имеют существенные различия. Все, что связано с прикладными вещами, жизнью на территории города, в основном является мандатом субъекта Федерации. В связи с этим значительная часть расходов городского бюджета — это текущие расходы, которые мы сильно сократить не можем.
У Федерации в этом смысле больше гибкости. Федеральный бюджет выполняет регулирующую функцию: дает ресурсы тем, кому не хватает, забирает ресурсы у тех, у кого они в избытке. Выполняет функцию финансирования глобальных национальных проектов. Задачи на уровне субъекта и на уровне Федерации принципиально разные.
Доходная часть федерального бюджета в значительной части формируется от нефтегазовых доходов. Как следствие, рост цен на энергоносители и снижение курса рубля создают для федерального бюджета дополнительные доходы. Для регионов эти же факторы могут привести к обратному результату.
Так, некоторые городские организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, имеют существенные заимствования в иностранной валюте. При таких обстоятельствах ослабление рубля приводит к отрицательным курсовым разницам, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.
Для Федерации наличие профицитного бюджета — обоснованная политика (если есть возможность, надо пополнять резервы, чтобы страна чувствовала себя уверенно в условиях турбулентности на мировых рынках). Для города дефицитный бюджет — это не стратегия, а реальность. Мы могли бы работать в условиях профицита, но у нас большие амбиции с точки зрения развития, повышения качества городской среды, увеличения человеческого капитала в широком смысле этого слова.
Одновременно не снимаем задачу поиска возможностей для сокращения дефицита в ходе исполнения бюджета. Хорошее свидетельство этому — корректировка бюджета 2018 года, в рамках которой заявлено сокращение дефицита бюджета на 7,5 млрд рублей. Если посмотреть на долгосрочный период, то в течение нескольких лет у нас предусмотрены заимствования, после чего планируем выйти на профицитный бюджет и начать погашать госдолг.
Мы не стремимся к достижению максимальных параметров по госдолгу, сейчас он находится на минимальном уровне. В перспективе будем удерживать его в разумных границах, чтобы не создавать рисков устойчивости бюджета.
С этого года к формированию бюджета мы привлекаем экспертов, научное сообщество. В частности, на одной из встреч с профессурой Санкт-Петербургского государственного экономического университета обсуждали вопрос о наличии интереса жителей Петербурга к наполнению городского бюджета.
Убежден, что жителям интересны не документы и сухие цифры, а конкретные вещи. Когда горожане слышат об увеличении расходов на здравоохранение на несколько миллиардов, им это непонятно. Но, когда они приходят в поликлинику и видят новую аппаратуру и качественный ремонт, отсутствие очередей к специалистам, все это вызывает у них положительные эмоции. Думаю, что именно в этом направлении нам надо двигаться.
Алексей Корабельников, председатель комитета финансов Петербурга