Простейшую работу уже можно доверить машине, но настоящие профессионалы клиентов не теряют.
Высокое положение
Отечественные юристы о Legal tech уже наслышаны. "Как ни странно, Россия — один из мировых лидеров после Великобритании и США по количеству технологических проектов в области юриспруденции", — рассказал "ДП" основатель петербургского стартапа Multry Камиль Мамин. "Поскольку Legal tech революция началась недавно, мы пока не видим гигантов отрасли, однако у отечественных проектов есть все шансы стать глобальными многомиллиардными компаниями", — добавил предприниматель.
Как именно IT изменит будущее права, эксперты гадать опасаются. Но направления для экспериментов уже известны. Например, сервис Multry — цифровой консультант по юридическим вопросам — полагается на искусственный интеллект. "Человеку не нужно формулировать проблему самостоятельно, пытаясь учесть все юридические нюансы. Ему достаточно ответить на 20–30 вопросов теста, сформированных искусственным интеллектом", — рассказывает разработчик. Консультация робота–юриста требует от 30 секунд до 2 минут в самых сложных случаях. Для сравнения: визит к реальному юристу, как правило, длится от получаса.
Другой российский стартап — приложение "Видеодоговор" — предлагает кардинально изменить привычную процедуру деловых соглашений. Вместо оформления письменного договора (или в дополнение к нему) пользователи просто зачитывают текст соглашения на камеру. Поскольку сервис полностью цифровой, участники сделки могут провести процедуру из любой точки мира. Если дело дойдет до судебного разбирательства, видеозапись станет весомым доказательством. Ведь, в отличие от подписи на бумаге, лицо на видеоролике подделать сложно.
Целый ряд сервисов создан в помощь юристам. Например, приложение Form.One позволяет создавать собственных чатботов, круглосуточно отвечающих на типовые вопросы клиентов. Так сервис экономит юристу время и отсеивает незаинтересованных клиентов.
Пугающее развитие
Развивается Legal tech стремительно. По словам директора Центра юридических технологий IT–кластера фонда "Сколково" Антона Пронина, количество инвестиционных раундов в этом году выросло более чем в 3,5 раза. Но, несмотря на настоящий бэби–бум среди стартапов, многие из них умирают уже через год после рождения. Поэтому важнее оценивать опыт компаний, существующих на рынке уже несколько лет. Один из самых известных российских старожилов в области Legal tech — юридический сервис "Правовед.RU", разработанный в Петербурге. Это интернет–площадка, где пользователь может получить консультацию квалифицированного юриста в режиме онлайн. За 6 лет работы сервис достиг аудитории 7 млн пользователей в месяц, смог привлечь $2 млн в том числе от международных фондов. Но и здесь без автоматизации не обошлось — робота–юриста начали внедрять в этом году.
Юристов диджитализация уже нервирует. Долгое время на рынке действовала система почасовой оплаты труда, но теперь часть работы отнимают боты, в два клика выполняющие простейшие консультации. "На сегодняшний момент большая часть юридического сообщества — как представители весьма консервативной профессии — не спешит окунуться в цифровой омут и с настороженностью относится к современным технологиям", — комментирует ситуацию Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры". Всерьез опасаться цифровизации, по мнению эксперта, стоит лишь специалистам с низкой квалификацией. Для профессионалов это, наоборот, шанс сконцентрироваться на действительно сложных делах.
Спрос на вырост
Сейчас на рынке востребованы специалисты двойного профиля, умеющие работать и в сфере права, и в IT одновременно. Появляются курсы дополнительного образования для желающих повысить уровень знаний в Legal tech. А в ряде российских вузов вроде НИУ ВШЭ и университета имени Плеханова появилась специальность "блокчейн–юрист". Однако рынок явно не спешит с инновациями. Основная проблема B2C–сегмента — низкий спрос на юридический сервис в принципе. "Пользователи не привыкли обращаться к юристам до возникновения проблем, в бытовых вопросах: штрафы ГИБДД, задержки рейсов, недобросовестность застройщиков и др. Принято считать, что услуга юриста потребует много времени и денег", — отмечает Антон Пронин. Что касается B2B–сегмента, то здесь проблема в отсутствии конкуренции среди цифровых решений, а также в низком уровне автоматизации юридических департаментов. "Крупные компании только сейчас начинают искать дополнительную ценность в снижении юридических рисков и в ускорении процессов за счет автоматизации. Многие формируют портфель проектов и бюджет для внедрения технологий на будущий год, поэтому ожидаем в 2019 году повышения уровня автоматизации процессов корпоративных юристов", — прокомментировал директор Центра юридических технологий фонда "Сколково".
В США рынок Legal tech уже оценивается в $16 млрд.
В России это пока лишь небольшие ангельские инвестиции со средним чеком не больше $100 тыс. либо вложения по итогам конкурсов.
Так что, можно сказать, гонка за цифровое лидерство только начинается.