"Буханка" не выдержит обновления: дилеры против изменений легендарной модели

 

Русские внедорожники и коммерческие автомобили при расширении модельной линейки и комплектаций неизбежно вырастут в цене, что приведет их в новое конкурентное поле, где ведущие позиции пока занимают развивающиеся иностранные бренды или признанные отечественные лидеры рынка. Сегодня в этой нише российские марки представлены единственным автомобилем завода GM — АвтоВАЗ: Chevrolet NIVA, а также модельным рядом УАЗ и ГАЗ.
Спрос на Chevrolet NIVA с одновременным ростом цены машины постепенно снижается. В Петербурге за первую половину этого года он сократился на 5%. Если тенденция увеличения стоимости продолжится, то уже совсем скоро в ценовом диапазоне автомобиль будет конкурировать с некоторыми лидерами рынка, например Renault Duster. При отсутствии серьезных обновлений отечественной модели исход в этом случае будет очевидным.
Другая ситуация с автомобилями УАЗ. У концерна есть линейка внедорожников, которые, как и Chevrolet NIVA, популярны среди загородной аудитории. Активно развивается у бренда и коммерческий сегмент, где прошлогодняя новинка УАЗ Profi скоро вступит в активную конкуренцию с неизменным лидером этой ниши — "Газелью".
В планах УАЗ — серьезные обновления сразу нескольких моделей. Удивительно, но против изменений одной из них активно выступают дилеры. Речь идет о легендарной "Буханке" — УАЗ–452, признанной одним из самых внедорожных автомобилей в мире. Сегодня ее доля в продажах бренда составляет порядка 35–40%. Высокий спрос поддерживается во многом за счет комфортной стоимости, которая может вырасти при серьезных обновлениях модели. Ни дилерам, ни покупателям этого не надо.
Другие 40% российских продаж концерна приходятся на УАЗ Patriot. Выход на рынок его обновленной версии запланирован на следующий год — будет новый дизайн и, что важно, автоматическая коробка передач. Планировалось, что завод начнет разрабатывать новое поколение этого внедорожника — производитель желает сделать рывок в качестве, технологиях, конструктиве. Однако важно смотреть на этот рывок и с точки зрения маркетинга. Цена машины может вылететь за рамки разумного, и потребитель выберет зарубежные бренды, например Ford Kuga или Hyundai Creta топовой комплектации.
В сегменте коммерческих автомобилей УАЗ уже попытался сделать заявку на конкуренцию с "Газелью". Модель Profi на старте продаж показала свою популярность — в какой–то момент даже наблюдался ее дефицит. Сейчас на модель спрос стабильный, но не такой высокий, как в момент ее выхода на рынок. Для нового качественного скачка нужны изменения в модельной линейке и ассортименте комплектаций — обязательно расширение модификаций (например, грузовые, грузопассажирские и т. д.), увеличение длины, переход к полноприводной модели. Если после этого УАЗ удержит стоимость Profi на нынешнем уровне, то конкуренция с "Газелью" обеспечена.
Сергей Вайнер, управляющий партнер автомобильного направления ГК "Автополе"