Компания "РоссТур" прекращает свою деятельность. В Петербурге "РоссТур" функционировал как центр бронирования, поэтому региональный туристический рынок, по мнению экспертов, много от прекращения деятельности компании не потеряет.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), "РоссТур" не смог найти средств для погашения своего долга. Российский союз туриндустрии (РСТ) оценивал задолженности компании в $3,5 млн.
Поглощение "РоссТура"
Изначально источники АТОР утверждали, что "РоссТур" прекратит свою деятельность и как оператор, и как агент. В компании в разговоре с "ДП" эту информацию опровергли и пояснили, что сворачивают именно туроператорскую деятельность, а в качестве агента продолжат свою работу.
"Основное поле деятельности "РоссТура" — это центр бронирования и туристическая сеть. Когда они начали работать как центр бронирования, они параллельно создали еще и туропратора, чтобы подстраховать своих агентов. "РоссТур" просто не справился со своими обязательствами центра бронирования из-за своих внутренних финансовых провалов и проблем с операторами", — объясняет эксперт в сфере туристического бизнеса Ирина Семенова.
В начале октября компания объявила о кассовом разрыве. Тогда с ней прекратили сотрудничество компании Pegas Touristic, Coral Travel, Sunmar и "Интурист". По утверждению этих компаний, "РоссТур" нарушил сроки платежей. Генеральный директор "РоссТура" Александр Недополз сообщил, что бывшие партнеры аннулировали заявки со 100%-ными штрафами. По мнению Александра Недополза, компания стала жертвой новой практики взаимодействия туроператоров с агентами по внесению оплаты забронированных туров. Раньше после внесения предоплаты "РоссТур" мог вносить остаток средств за тур за неделю до его начала. Туроператоры же, в свою очередь, изменили тактику с весны этого года, после серии скандалов с закрытиями агентств.
Ирина Семенова указывает, что компания хочет продолжить деятельность именно как сеть, но при этом она передает все свои права компании "Магазин горящих путевок" (МГП).
"Как туроператор они полностью прекращают свою деятельность, а вот как у агента бронирования у них получается своеобразный кобрендинг. МГП фактически поглощает "РоссТур", и получается, что на базе этих же личных кабинетов по бронированию будет сделан новый центр, который будет полностью принадлежать МГП", — рассказала Ирина Семенова.
Екатерина Шадская, директор РСТ по Северо-Западу, отмечает, что во многом в финансовом крахе компании виноваты именно менеджерские ошибки.
"В данном случае, скорее всего, имеет смысл говорить об управленческих просчетах. Конечно, ситуацию на рынке выездного туризма в этом году сложно назвать устойчивой: так или иначе сказывается и снижение потребительской активности россиян, и достаточно высокая конкуренция на постепенно сжимающемся рынке. В подобных условиях неэффективные бизнес-процессы намного быстрее приводят к возникновению таких проблем, как у "РоссТура", — подчеркнула она.
Ранее руководство "РоссТура" сообщило, что может компенсировать потери агентствам, продавая туры через МГП. За работу с этой сетью агентам предлагалось 0,5% выплат с каждого бронирования.
"Мы объявим о прекращении деятельности сегодня. Мы не говорим о банкротстве, не говорим о прекращении агентской деятельности, а пока только закрываем туроператора, чтобы у агентов появилась возможность воспользоваться теми страховыми гарантиями, которые должны вступить в силу. Мы предлагаем агентам продолжить с нами работу на более интересных и выгодных условиях", — рассказала "ДП" Мария Слугина, директор по развитию сети "РоссТур".
Конфликтное сотрудничество
На туристическом рынке туроператор формирует продукт, то есть сами путевки, а агенты, в свою очередь, его уже продают — бронируют самолет, заключают договоры с отелями. Агенты, которые работали с "РоссТуром", недовольны. Фактически, по их мнению, средства за путевки, которые они переводили туроператорам через "РоссТур", канули в небытие. 8 октября в Сети появилась петиция "Прекратите отмывание денег за счет честных турагентов", где агенты требуют у руководства компании возместить им ущерб.
"С самого начала октября в Сети появилась информация о том, что всемирная сеть "РоссТур", у которой более 700 офисов (более чем в 200 городах России), выступающая и как туроператор, и как бронировщик туров, начала аннулировать заявки по уже подтвержденным и оплаченным турам. "Кидать" туристов и агентов своей сети "РоссТур" начал в прямом смысле этого слова, говоря напрямую: "Денег у компании нет, и ваши туристы не улетят отдыхать, если вы сами повторно не переведете денег туроператорам напрямую из своего кармана", — утверждается в петиции.
На момент написания заметки было собрано всего 407 подписей.
"По моему мнению, агенты, которые были в сети "РоссТур", либо уйдут в другие сети, либо частично уйдут в независимые турагентства. Фактически можно сказать, что перед туристами агенты потеряли свое лицо, потому что перед ними полную ответственность всегда несут они. Здесь теряется вопрос доверия туриста к турагентству, потому что страдает в основном не бизнес центров бронирования, а турагентства — сектор B2C", — считает Ирина Семенова.
Екатерина Шадская подчеркивает, что для рынка Петербурга последствия от закрытия "РоссТура" будут небольшими.
"Поскольку "РоссТур" работал как сеть турагентств, то на ассортимент туров, предлагаемых петербуржцам, уход компании с рынка не повлияет: самостоятельно "РоссТур" туры не формировал. Но, учитывая широкую сеть офисов "РоссТура" в Петербурге, особенно в ТЦ и спальных районах, наличие у менеджеров постоянных клиентов, уход сети, конечно, скажется на удобстве для конечных потребителей — и, безусловно, на имидже турагентского рынка в целом", — считает она.
Как утверждает АТОР, многие агентства сейчас не могут возместить средства за сорвавшиеся бронирования из своего собственного кармана. В данный момент напрямую оплаченными оказались лишь несколько десятков заявок.
"РоссТур" считает, что у них все еще есть возможность взаимодействия с разгневанными агентами.
"У "РоссТура" сейчас такая финансовая ситуация: денег нет, и мы не оплачиваем заявки. Безусловно, у нас есть долги и перед агентами, и перед туроператорами. Я вижу три инструмента, которые могут использовать агенты в данной ситуации: по тем турам, по которым есть финансовые гарантии, начинать готовить документы в страховую компанию; если по турам финансовой гарантии нет, то они могут обратиться в суд, а третий вариант — начать и продолжить работу с нами в качестве МГТ", — рассказала Мария Слугина.