Дефицит торгового пространства ощущается в Невском, Фрунзенском, Колпинском и Василеостровском районах.
За 3 квартала 2018 года объем новых арендованных площадей в классических торговых центрах Петербурга сократился на 30% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, пришли к выводу эксперты Colliers International. Такие изменения связаны с дефицитом помещений, которые отвечали бы запросам крупных сетей, и с более осторожной стратегией самих операторов.
Из–за того что прирост качественных площадей в классических торговых центрах Петербурга остался на нулевом уровне, новые центры практически не открывались, сокращалась и вакансия: квартальное снижение составило 0,5 п. п., и показатель составил 3,7%. Всего же за год с октября 2017 года вакансия сократилась на 2%.
Все, что могло, уже открылось
За последние несколько лет в Петербурге появилось очень мало новых торговых центров. В 2016 году в городе начали работу только два объекта — ТРЦ "Охта Молл" и вторая очередь комплекса "Порт Находка". В этом году заработала вторая очередь Outlet Village Pulkovo. Заявлены к открытию ТРЦ "МЕГА Новоселье", ТРЦ Hollywood, новая очередь "Жемчужной Плазы" и "Fashion House аутлет–центр".
По мнению директора департамента торговой недвижимости Colliers International Ирины Царьковой, крупным ретейлерам все сложнее находить новые большие площади в качественных торговых центрах. "Часть компаний рассматривает, примеряет новые форматы работы на меньших площадях, другие точечно подыскивают подходящие площадки", — поясняет она.
Опрошенные "ДП" торговые сети пришли к выводу, что торговых центров в Петербурге открыто даже больше, чем нужно, либо соблюден баланс спроса и предложения. Но проблема в том, что многие торговые объекты стоят в одних и тех же районах, часть из них морально устарела и остро нуждается в реконцепции. В то время как в отдельных локациях действительно есть дефицит торговых центров.
Поиск по районам
По мнению директора по развитию сети "Обойкин" Андрея Арсеньева, предложение коммерческих помещений для розницы сейчас превышает спрос, но в целом ситуация складывается как средняя температура по больнице — по качеству (удобство для клиента, подъезд, парковка), географии и специализации распределение площадей неравномерное. По его словам, не хватает торговых центров на юго–западе и юго–востоке города, а также на Васильевском острове.
Компания Inventive Retail Group (бренды re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, UNOde50) хотела бы расширить присутствие в Петербурге.
Как считает ретейлер, потенциал рынка, туристический поток и высокий покупательский спрос позволяют сделать это. Но при изучении рынка компания сталкивается с тем, что качественных объектов, отвечающих современным тенденциям по формату и наполнению, а также удобно расположенных с точки зрения транспортной доступности, в Петербурге недостаточно.
При этом есть много удачно расположенных, но морально устаревших торговых центров, которые нуждаются в реконцепции, приходит к выводу руководитель отдела развития Inventive Retail Group Мария Киселева. Если говорить о дефиците торговых площадей, по ее мнению, слабо развит Калининский район, Васильевский остров, Фрунзенский, Колпинский, Невский районы.
Председатель совета директоров и директор по развитию сети "Леонардо" Борис Кац соглашается, что в Петербурге есть локальный дефицит торговых площадей в отдельных районах. "Там, где нет наших магазинов, а нужны, по нашим расчетам, где мы видим потенциал зарабатывать. Существенно наращивать сеть не планируем, но еще несколько магазинов открыть собираемся", — пояснил он, не называя конкретные районы.
"Рынок развивается таким образом, что новых торговых центров открывается все меньше, именно поэтому мы и приняли решение о покупке российских магазинов Media Markt", — так оценивают ситуацию на рынке торговой недвижимости в сети магазинов "М.видео — Эльдорадо".
В рамках сделки ретейлер получил 42 площадки, на месте которых сможет открыть магазины под своими брендами. В этом году компания "М.видео" уже открыла два полноформатных магазина в Петербурге, еще семь будут запущены до конца года в торговых центрах города, в том числе на месте бывших магазинов Media Markt. Новые магазины ретейлер открывает в крупных торговых центрах в центре города и в активно развивающихся жилых микрорайонах, например в Девяткино.
Ищем точечно
"На наш взгляд, на сегодняшний день на рынке присутствует определенный статус–кво. Покрытие в Петербурге торговыми центрами уже достаточно качественное, и можно сказать, что для текущей экономической ситуации установился вполне разумный баланс спроса и предложения, — оценивает директор по развитию Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, Love Republic) Игорь Мальтинский. — Единственный дефицит, который мы испытываем, — это дефицит локаций А–класса в лучших торговых центрах. Но и это постоянная и абсолютно рыночная ситуация, так называемый рабочий дефицит". Сейчас компания рассматривает районы станций метро "Проспект Просвещения" или "Беговая".
Для торговой сети Lush Russia площадей в Петербурге на сегодня достаточно — есть из чего выбирать, к тому же количество своих торговых точек в городе на данный момент ретейлер считает оптимальным.
"Мы по–прежнему внимательно наблюдаем за некоторыми относительно новыми торговыми центрами, где мы пока не решили для себя, стоит открываться или нет", — делится генеральный директор и совладелец Lush Russia Дмитрий Азаров.
В "Связной|Евросеть" считают, что для развивающейся компании дефицит торговых площадей всегда присутствует, будь то торговый центр или помещение в стрит–ретейле. "Особенно это касается топовых торговых центров, где мы готовы занимать несколько площадок одновременно", — оценивает директор по аренде и развитию объединенной компании "Связной|Евросеть" Игорь Дубин.