К муниципальным выборам оппозиция готовится, создавая два одноименных блока "Объединенные демократы". Но на самом деле она так готовится к выборам губернатора
На минувшей неделе петербургские "яблочники" отказались от участия в давно анонсированном проекте "Объединенные демократы" под эгидой "Открытой России" Михаила Ходорковского и Партии перемен Ксении Собчак и Дмитрия Гудкова. Сторонники Явлинского сообщили о старте собственной предвыборной муниципальной кампании, назначив главой штаба московского активиста Максима Каца. Ранее он уже встречался с партактивом, а после назначения провел еще одну встречу, на которой выразил уверенность, что оппозиционеры пойдут на выборы именно от "Яблока".
Выборы, напомним, пройдут в сентябре будущего года.
Раскрученный бренд
"Объединенные демократы" — проект, выросший на базе так называемого "политического Uber", механизма, который московские оппозиционеры Максим Кац и Дмитрий Гудков придумали перед муниципальными выборами в столице в минувшем году.
Собственно "политический Uber" — это сайт, который помогает пройти все этапы избирательной кампании. Зарегистрировавшись и внеся персональные данные, можно не только сформировать заявление для подачи в избирательную комиссию, лист для сбора подписей и т. д., но и получить информацию, в какие сроки какие документы по каким адресам нести. Можно даже сделать предвыборную листовку по типовому шаблону.
В результате Гудков с Кацем смогли провести 284 депутата в московские муниципалитеты, что сами расценивали как успех. Однако не все наблюдатели с этим соглашались.
Но после московских выборов организаторы рассорились и теперь предлагают свои услуги порознь: один — со сторонниками Ходорковского и Собчак, другой — с "Яблоком". "Объединенные демократы" Гудкова появились в Петербурге достаточно давно и уже начали набор кандидатов.
Проект "Яблока" также носит название "Объединенные демократы". Это название фигурирует в уставе "Яблока" как часть названия партии, и Максим Кац настаивает на том, чтобы конкуренты не использовали бренд.
Округа врозь
Председатель петербургского "Яблока" Екатерина Кузнецова говорит, что использование партией этого бренда будет зависеть от того, как его напишут в избирательном бюллетене: если в нем будет значиться "Яблоко — Объединенные демократы", то и в агитации будет это название.
Делить с кем–то округа "яблочники" не намерены: такого не было никогда, заявляет Екатерина Кузнецова. Впрочем, после окончания регистрации кандидатов партийцы могут поддержать кого–то еще в тех округах, где у них нет своей команды. Кроме того, сотрудничать демократы будут и во всем остальном: в наблюдении на выборах, противодействии нарушениям. "Ссориться не из–за чего", — констатирует Кузнецова.
"Мы не ограничиваем своих кандидатов, — рассуждает лидер "Открытой России" Андрей Пивоваров. — Они вполне могут воспользоваться нашими образовательными программами, семинарами, а выдвигаться от "Яблока", мы считаем эту партию партнером".
Что касается бренда, то он разводит руками: "Права на него имели Дмитрий Гудков и Максим Кац. Мы работаем с Гудковым. Идейно именно мы объединенные демократы, так как в наших рядах есть представители разных партий".
Вряд ли оба лагеря сумеют набрать столько кандидатов, чтобы закрыть все муниципальные округа в Петербурге, но это и несущественно. В спальных районах демократы и так могут развести команды кандидатов, а вот за центральные районы, где в основном сосредоточен их электорат, между ними, скорее всего, развернется борьба.
Летом в петербургском "Яблоке" федеральное руководство добилось смены председателя: депутата ЗакСа Михаила Амосова поменяли на Екатерину Кузнецову. Сейчас Михаил Амосов, не поддержавший кампанию Максима Каца, говорит, что намерен помогать некоторым кандидатам: они могут пойти самовыдвиженцами, и не исключено, что будут сотрудничать с "Объединенными демократами" Гудкова.
Главное — не победа
Создавая или не создавая предвыборные союзы на муниципальных выборах, оппозиционеры должны думать и о губернаторских, которые пройдут в тот же день.
Хотя их результат предсказуем, все участники оппозиционного фронта мечтали бы в них поучаствовать. Потому что, как учил Наполеон, надо ввязаться в бой, а там видно будет. По крайней мере, это позволит увеличить популярность. А может, и не только ее.
И вот тут интересы оппозиционеров расходятся окончательно. Например, для муниципальных кандидатов, отмечает Михаил Амосов, важно иметь своего кандидата в губернаторы — его сторонники проголосуют и за муниципалов от той же партии.
В лагере непарламентской оппозиции уверены, что нужен единый кандидат. В Партии роста будут выдвигать Оксану Дмитриеву.
В "Яблоке" есть уже как минимум три желающих стать кандидатами: депутат ЗакСа Борис Вишневский, зампред федерального "Яблока" Николай Рыбаков, а на днях о своих амбициях заявил и глава Невского районного отделения Сергей Трошин. Вероятнее всего, в партии будут проводить праймериз.
Екатерина Кузнецова лучшим вариантом называет Вишневского, но некоторые партийцы считают по–другому: "Если в партии объявят праймериз, то для того, чтобы не пропустить Вишневского на выборы", — сказал "ДП" один из "яблочников". Как известно, во время внутрипартийного конфликта Борис Вишневский был на стороне опального Михаила Амосова и потому не может рассматриваться как абсолютно лояльный кадр. А лояльность — качество, которое в этой партии ценится превыше остальных.
В условиях муниципального фильтра выдвинуться может только тот, кому дадут подписи. По логике, их оппозиционерам давать не должны.
Однако всегда есть надежда, что в Кремле начнутся какие–нибудь либеральные настроения и кому–нибудь позволят побаллотироваться. Но понятно, что если позволят, то только одному. Это лишний стимул, чтобы оппозиционеры ходили в Смольный торговаться не всей толпой, а поодиночке. И основная причина, по которой дружба на муниципальных выборах не может быть крепкой.