Представители Смольного и малого бизнеса собрались в "ДП" для поиска решения вопроса о новом ГОСТе. Исполняя документ, город может лишиться тысяч торговых павильонов.
Николай Збик, начальник отдела содержания и эксплуатации дорог комитета по благоустройству:
— Мы руководствуемся требованиями 257–ФЗ, в котором обозначено определение автомобильной дороги, обозначен перечень элементов автодороги. С 1 сентября ГОСТ просто конкретизировал, что размещение на территории автодороги посторонних объектов, не относящихся к элементам ее обустройства, не допускается.
Далеко не все объекты проходили согласования в комитете по благоустройству — таков был порядок на тот момент. Сейчас уже определен четкий регламент, какое ведомство на предмет чего смотрит. То, что город сейчас наводит порядок в этом вопросе, — это неплохо.
ГОСТ 50597–2017 затрагивает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, они обязательны для исполнения. ГОСТ по элементам обустройства носит рекомендательный характер. Согласно этому ГОСТу, НТО располагаются не на территории автомобильной дороги, а в дорожной полосе. Мы даем только заключение о попадании объекта в границы автомобильной дороги или нет. Если предприниматель сомневается в компетентности решения ведомств, я думаю, можно будет прикреплять к заключению паспорт дороги. Когда этот объект создавался, он строился как автомобильная дорога. И законодательство по дорогам первично. Мы готовы идти навстречу и подсказывать, где проходят границы автомобильных дорог.
Надо понимать сейчас, что мы говорим о размещении временных объектов. Законодательство и правоприменительная практика меняются. То, что мы разместили на 3 года, на 10 лет на основании договоров аренды в 2000–х годах, уже могло потерять актуальность. Возможность переноса и демонтажа этих объектов заложена в самой концепции нестационарных торговых объектов. Есть территории, прилегающие к автомобильным дорогам, — сейчас речь идет о перемещении объекта в шаговой доступности.
Андрей Туркин, начальник управления по распоряжению земельными участками комитета имущественных отношений:
— КИО является исполнительным органом государственной власти. Всю свою деятельность по предоставлению мест размещения НТО комитет осуществляет в соответствии с заключениями исполнительных органов государственной власти, а не на основании единоличных решений. КИО в рамках своих полномочий не наделен правом преодолевать отрицательные заключения, вынесенные другими комитетами, которые, в свою очередь, руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства. Мы конечная инстанция. Об уничтожении рынка нестационарной розницы речи не идет. Но, к сожалению, у нас сейчас нет возможности заключить с предпринимателем договор на новый срок, если его НТО расположен на тротуаре в нарушение ГОСТа.
Янина Гришина, председатель НП "Содействие малому бизнесу":
— Закон 257–ФЗ существует с 2007 года. И с 2007 года предпринимателям не раз выдавались положительные заключения, несмотря на действующий 257–ФЗ. Получается, комитет по благоустройству преднамеренно вводил предпринимателя в заблуждение, делая его недобросовестным. Давайте воспринимать НТО, входящие в Схему размещения, в общей массе — это не только киоски до 30 м, это и большие павильоны, автостоянки, автомойки, автосервисы, летние кафе и другие объекты, которые тоже входят в понятие НТО. Почему, как только появился ГОСТ Р 50597–2017, власти начали массово выдавать отказы, ссылаясь на ст. 29 257–ФЗ? Существует и предыдущий ГОСТ, который никто не отменял, по которому объекты питания и торговли имеют право быть.
Изначально каждый предприниматель был обязан получить и получал согласование в комитете по благоустройству. Вы не боитесь, что предприниматели будут массово направлять иски по этому поводу? Чтобы получить АПЗ, проект и выйти на комиссию, согласование с комитетом по благоустройству и ГИБДД было в обязательном порядке, без письменного подтверждения КУГИ не заключал и не продлевал ни один договор или дополнительное соглашение к нему.
Когда я пришла в отдел комитета по благоустройству по просьбе предпринимателя, мне не предоставили паспорт дорожной сети, который бы показывал, что объект предпринимателя заходит в границы дорожной сети.
У нас Схема размещения — 8,5 тыс. объектов, из которых 1,5 тыс. — это пустые объекты, остальные все в работе. То, что сейчас делают комитеты, — это уничтожение всей торговли малого и микробизнеса в сегменте потребительского рынка через НТО. На грани уничтожения находится практически 7 тыс. объектов, это не только павильоны до 30 м, но и другие объекты НТО, входящие в Схему размещения, автостоянки, мойки, летние кафе и др. Сколько людей окажется на улице? Больше 50 тыс. человек. Большинство работающих — от 40 до 60 лет, у них невысокий заработок, и они находятся в предпенсионном возрасте.
Для предпринимателя практически невозможно пододвинуть киоск, потому что у нас есть комитет по контролю имущества. Как только вы подвинетесь на 10 см, у него появится повод этот объект убрать. Нас действительно всех хотят уничтожить.
Николай Збик:
— Далеко не все объекты проходили согласования в комитете по благоустройству. Сегодня определен четкий регламент на предмет кто чего смотрит. То, что город сейчас наводит порядок в этом вопросе, — это неплохо. ГОСТ 50597–2017 затрагивает безопасность дорожного движения. Тот ГОСТ, о котором вы говорите, носит рекомендательный характер.
Янина Гришина:
— Раньше каждый предприниматель обязан был получать согласование с отделом благоустройства. Вы не боитесь, что предприниматели начнут предъявлять иски по этому поводу?
Андрей Туркин:
— Возможность демонтажа и переноса торговых объектов заложена в самой концепции нестационарных объектов.
Марина Рогальская, начальник отдела распространения печатной продукции, издательской и выставочной деятельности комитета по печати:
— Изымая из цепочки НТО по распространению печатной продукции, мы понимаем, что будет затронута деятельность не только НТО, но и всего производственного цикла, в том числе редакций. Фактически у нас в Петербурге может быть разрушено информационное поле. Тут проблема более глобальная. Мы присутствуем в разных рабочих группах, и у КРПП, и у КИО мы никак не можем до сих пор добиться признания, что эту отрасль нужно выделять в отдельный объект.
Летом эта ситуация была изложена губернатору, было получено поручение о подготовке проекта постановления. На сегодняшний день он готов, но у разных ведомств разная позиция: кто–то согласовывает, кто–то не согласовывает. Ранее мы получили отказ от комитета по благоустройству, от комитета по предпринимательству, от КИО. Останавливаться на этом не будем.
Ранее была достигнута договоренность, что введен мораторий по отношению к рекламным конструкциям, который затрагивает этот ГОСТ.
Было направлено письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с подписью губернатора Полтавченко. Было также составлено письмо к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге Александру Абросимову, письмо с его подписью было направлено Борису Титову.
Предложено оказать содействие, чтобы данное положение ГОСТа не распространялось в отношении НТО по реализации периодической печатной продукции. В ближайшее время будут переговоры в Москве. Мы продолжаем защищать свою сферу.
Андрей Туркин:
— Городское правительство осознает проблему. Поэтому в Смольном состоялось расширенное межведомственное совещание с участием трех вице–губернаторов и руководителей всех заинтересованных комитетов. По результатам совещания принят ряд концептуальных решений для разрешения ситуации. Во–первых, комитету по благоустройству поручено провести полный анализ тех мест размещения в Схеме НТО, которые расположены на тротуарах автомобильных дорог и не соответствуют новым требованиям. Рассматривается вопрос о возможности внесения изменений в паспорта дорог либо корректировки мест размещения НТО с учетом паспортов дорог.
КИО при этом завершает работу над проектом по предоставлению предпринимателям альтернативных участков, в том числе в случае исключения мест из схемы в связи с новым ГОСТом. Также в правительство РФ уже направлен запрос. Предлагаю дождаться ответа. Может быть, законодатель нам сообщит, что в ГОСТ, о котором мы говорим, вложен изначально другой смысл. Мы внимательно посмотрим на разъяснения и определим вектор дальнейших действий.