Ювелирное производство — отрасль, которая давно завершила процессы импортозамещения. Что не удивительно: за плечами вековые традиции.
Экономический кризис на ювелирном рынке и благодарят, и проклинают. С одной стороны, девальвация рубля серьезно осложнила жизнь импортерам. С другой — падение доходов внутри границ обесценило этот результат. И вроде бы есть все условия, чтобы спасти производителей за счет экспорта, но выйти на внешние рынки получается у единиц.
Ювелирной столицей России считается Кострома. По статистике, в регионе изготовлено до 80% всех изделий. Феномен, на самом деле, удивительный — как сохраняются традиции вопреки революциям, промышленным и политическим. Впервые серебряники отсюда упоминались еще в середине XVI века, но и сегодня именно за костромскими производителями бегают крупные торговые сети, чтобы получить продукцию на прилавки.
Наследники Фаберже
Впрочем, и петербургским мастерам тоже есть что вспомнить. Ведь именно здесь зарождалась ювелирная империя Карла Фаберже. Сейчас доля Северо–Запада в ювелирном производстве — менее 10%.
Как и век назад, ювелирное дело — это тонкое ремесло, часто — небольшой семейный бизнес. 94% всех хозяйствующих субъектов на рынке — микропредприятия.
Почти все они сегодня — в зоне риска, ведь на падающем рынке выживает сильнейший. "Начинается с розницы: по Северо–Западу уже закрылось порядка 40% магазинов, — рассказывает председатель Союза ювелиров СЗФО Александр Горыня. — Дальше с отставанием примерно в полгода начинает сокращаться производство. В первую очередь потому, что средний чек упал в 3 раза. Сейчас ювелирные украшения из серебра идут на уровне бижутерии, что я считаю абсурдом. А золотые, чтобы поддержать работу предприятий, облегчаются в 2 раза. Получается, что трудоемкость такая же, а объемы производства падают".
Бегство в серебро
Вообще рынок, каким мы его знаем сегодня, начал формироваться еще в 2000 году: объемы производимой продукции прирастали на 10 т ежегодно, и с 20 т взлетели до 118 т золотых изделий в 2007 году. Тогда все и закончилось: 2008 год был последним, когда российские производители чувствовали себя уверенно. Были попытки восстановиться, но кризис 2015 года поставил на этих планах крест. Производство золотых изделий упало на 50%, и с тех пор производители топчутся вокруг цифры 50–55 т в год.
Чуть лучше выглядит ситуация в серебре. Именно этот сегмент, более дешевый, выбрали и компании, и покупатели, чтобы переждать кризис. Цифры там не менялись так резко. В 2017 году произвели 138,8 т изделий (лишь на 25% меньше, чем в 2008 году), но это все равно минимум за последние 6 лет.
На самом деле рынок не упал — он изменился, убежден президент Серебряного клуба Олег Подгурский. По его мнению, уверенно себя чувствуют ювелирные мастерские, способные предложить качественный продукт новому покупателю. "Рынок упал для тех, кто привык торговать типовыми изделиями — лист направо, листик налево. Вот для них сейчас все печально, потому что их тетеньки–покупательницы ушли. Но на самом деле сейчас набирает силу поколение бэби–бума конца 1980–х, и это люди, у которых все в порядке и с деньгами, и со вкусом. Те, кто сможет предложить им что–то интересное, никуда не уйдут с рынка", — говорит эксперт.
Сейчас небольшие производители серебряной продукции объединяются, чтобы продвигать свои бренды на рынке. "У нас вся реклама строится по схеме: девка — брюлик — адрес. Это нужно менять", — убежден Олег Подгурский.
"Покупатели, которые не рассматривают украшение как инвестицию, а покупают его как украшение–аксессуар, охотнее приобретают именно серебряные изделия. Соответствующе реагируют и ретейлеры, увеличивая ассортимент и разнообразие украшений из серебра. Характерно, что сохраняется довольно стабильный спрос на нишевые предложения, имеющие оригинальный дизайн и ориентированные на конкретную целевую аудиторию", — добавляет аналитик ИХ "ФИНАМ" Алексей Коренев.
Границы закрыты
Российских производителей нельзя упрекнуть в низком качестве продукции. Их уровень подтверждается международными выставками, где наши ювелиры занимают первые места.
"Пример, которым можно гордиться, — фирма "Вип–2000" из Петербурга. Они обошли итальянцев по востребованности и сейчас поставляют как в Европу, так и в Юго–Восточную Азию. По производительности труда эта компания обошла даже китайцев", — рассказывает Александр Горыня. По его словам, компания смогла соединить 3D–моделирование и лазерные технологии. "Лазерный центр, который существует в Петербурге, один из лучших в мире", — говорит эксперт.
Однако пока что это скорее исключение из правил. Если другим экспортерам низкий курс рубля открыл дверь на западные рынки, то российские ювелиры преимуществами воспользоваться пока что не могут. Ювелирная фирма "Невский Т" в 2017 году взяла "ювелирный Оскар" на крупнейшей выставке в Гонконге, но на экспорт выходить не спешит. "Мы думаем про это, но мы не конкурентны по цене, — говорит директор компании Татьяна Тарасова. — В большинстве стран сырье для производства налогом не облагается. Мы же металл покупаем по цене лондонской биржи и платим НДС. Такая же ситуация с камнями. А чтобы увеличивать прибыль за счет дизайна, нужно быть очень известными художниками. Собственно, для этого мы и участвуем в конкурсах".
Ювелирная фабрика "Алькор" (Кострома) в теории тоже готова выходить на внешние рынки, но мешают законы. "Возможен только временный вывоз на выставку, продать там товар невозможно, — говорит директор компании Алексей Метельков. — Чтобы что–то продать, нужно ввезти товар обратно в Россию, подготовить контракт и только после этого отправить его заказчику. Процесс занимает месяца два, за это время интерес к коллекции пропадает. Ну и, конечно, таможенные пошлины и невозможность вернуть НДС".
В итоге оказывается, что продавать за рубежом выгодно, только если вывезти все производство за границу. Там есть свои подводные камни, но главное — в этом случае это будет уже совсем не российская продукция.