В конкурсе на строительство путепровода во Всеволожске за полтора миллиарда рублей обнаружили нарушения, способные отпугнуть потенциальных подрядчиков. Основные претензии ФАС России касаются условий авансирования работ. Поводом для разбирательства стала жалоба компании бывшего вице-губернатора Петербурга Олега Виролайнена. Из-за обращения к антимонопольщикам сроки проведения аукциона рискуют затянуться.
Компания "Навигатор-СБС" бывшего вице-губернатора Петербурга Олега Виролайнена (№232 в Рейтинге миллиардеров "ДП" с состоянием 2 млрд рублей) вмешалась в выбор подрядчика на возведение виадука во Всеволожске. Одно из крупнейших строительных предприятий Северо-Запада пожаловалось антимонопольщикам на запутанные условия авансирования работ, общая стоимость которых превышает 1,5 млрд рублей.
Комиссия ФАС России, собравшаяся в Москве, признала доводы авторов обращения обоснованными. Официального вердикта на портале госзакупок пока не опубликовано, но dp.ru узнал о решении еще до обнародования результатов разбирательства. Выявленные нарушения могут привести к затягиванию сроков выбора подрядчиков из-за необходимости изменения документации. В Управлении автомобильных дорог Ленинградской области ("Ленавтодор") не спешат с выводами и ждут, когда ФАС разместит полный текст предписаний.
Антиконкурентные условия
Жалоба ООО "Навигатор-СБС" была подана на конкурс по строительству транспортной развязки на пересечении дороги Петербург — завод им. Свердлова — Всеволожск с железнодорожной веткой в районе станции Мельничный Ручей. В этом месте из-за частого движения электричек и высокого автомобильного трафика постоянно скапливаются большие пробки. Местным жителям обещали построить виадук около 10 лет назад, но в связи с долгой процедурой изъятия земельных участков и сложностями с финансированием старт проекта откладывался. Наконец, в октябре был объявлен конкурс с максимальной ценой контракта 1,56 млрд рублей.
Как указала гендиректор компании "Навигатор-СБС" Ольга Матвеева, в условиях контракта отсутствовало четкое понимание того, есть ли у заказчика обязанность выплаты аванса. Кроме того, потенциальные участники тендера не могли понять, на какой размер аванса они могут претендовать.
Другая претензия касалась ограничения конкуренции. По мнению авторов заявления в ФАС, в техническом задании "описание объекта закупки произведено заказчиком бессистемно, сплошным текстом, без выделения товаров, их показателей, что существенным образом затрудняет процесс ознакомления, повышает вероятность ошибок при заполнении заявок". Такая схема была использована не для отражения реальных потребностей "Ленавтодора", а для ограничения количества участников закупки, полагают в строительной компании.
Как сообщили "ДП" в ФАС России, комиссия ведомства рассмотрела жалобу "Навигатор-СБС" в Москве и признала ее обоснованной. Экспертами было выявлено неправомерное установление условий об авансировании выполняемых работ.
"Кроме того, в документации была установлена инструкция, а также требования к содержанию заявки, вводящие в заблуждение участников закупки и не позволяющие надлежащим образом заполнить заявку на участие. Также были выявлены неправомерные требования к показателям и характеристикам товаров, которые могут быть получены только после их приобретения и по результатам их испытаний. Заказчику выдано предписание о внесении изменений в документацию", — отметил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.
В связи с переносом заседания текст решения антимонопольщиков на момент публикации статьи не был размещен на сайте госзакупок, документ пообещали выложить позже. В "Ленавтодоре" пояснили "ДП", что заказчик сейчас ждет решения ФАС, все дальнейшие действия будут определены после официального представления соответствующего документа. "В случае же вынесения предписания может быть сдвинут срок проведения процедуры", — добавили в госучреждении.
Неудавшаяся концессия
По данным базы СПАРК, ООО "Навигатор-СБС" на 33% принадлежит бывшему вице-губернатору Петербурга и экс-главе комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Смольного Олегу Виролайнену. Остальными 67% владеет Алексей Олегович Виролайнен. Предприятие занимается всем комплексом работ по прокладке наружных инженерных сетей и сооружений от проектирования до ввода в эксплуатацию. Речь идет о водоснабжении и канализации, наружных тепловых сетях, газораспределительных системах, кабельных и воздушных линиях электроснабжения, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог.
В 2017 году компания показала чистую прибыль 350,4 млн рублей, выручка в последние отчетные периоды не опускалась ниже 1 млрд рублей. В портфеле "Навигатор-СБС" — крупные госзаказы от петербургского комитета по энергетике, "Водоканала", "Петербурггаза", "Ленэнерго" и других известных предприятий.
Как сообщал ранее "Деловой Петербург", протяженность путепровода во Всеволожске составит 1,2 км, расчетная скорость движения на четырех полосах — 60 км/ч. Работы должны закончить в конце 2022 года. В технической документации отмечается, что подрядчик в период производства работ должен организовать движение транспорта без его закрытия, а также не повредить коммунальным сетям и коммуникациям.
"Путепровод городу необходим: железнодорожная ветка разделяет город на две части, пробки на переезде достигают нескольких километров ежедневно", — говорил в комментарии dp.ru председатель дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский. Победителя тендера необходимо выбрать 16 ноября.
В 2014 году обсуждались планы строительства путепровода по схеме государственно-частного партнерства. Предполагалось, что объект будет эксплуатироваться в платном режиме инвестором, который и возвел бы виадук по концессии. Второй вариант — на основе контракта жизненного цикла — когда подрядчик строит за свой счет, а регион постепенно выкупает и платит за ремонт.
Против платного виадука выступили власти и общественность Всеволожска. "Проезд по виадуку, соединяющему две части нашего города, обязательно будет бесплатным. Во-первых, по закону, чтобы сделать проезд платным, нужно построить бесплатную объездную дорогу в радиусе 1,5-2 км. В нашем случае такой вариант кажется не только неразумным, но и фактически невыполнимым. Но самое главное, я считаю, что брать с людей деньги за то, чтобы они попали из одной части своего города в другую, — неэтично и кощунственно", — успокаивал горожан глава администрации города. В итоге была выбрана схема с прямым финансированием из бюджета.