Продовольственные сети инвестируют в новые технологии, продвигая интернет–торговлю продуктами. Привычка ходить в магазин и недоверие к сервису тормозят ее развитие.
Торговля втемную
Одна из последних новостей на рынке онлайн–торговли продуктами: сеть "Перекресток" (входит в X5 Retail Group) открыла в начале октября магазин–склад формата dark store в Петербурге за 150 млн рублей. Этот магазин нужен для формирования интернет–заказов, доступ в него есть только у сотрудников компании. Dark ("темный") — потому что в нем нет покупателей, store (магазин) — потому что он внешне напоминает именно обычный магазин, со стеллажами, проходами, товарами на полках, пекарней.
Для сборки онлайн–заказов такой формат оказывается удобнее, чем распределительный центр, где товар хранится большими упаковками либо паллетами, так как тут все процессы оптимизированы под штучную сборку. И удобнее, чем везти заказ из обычного магазина, как делают другие сети, так как здесь никто в остатки не вмешивается, что минимизирует необходимость заменять товар, выбранный онлайн–покупателем изначально.
Это второй dark store ретейлера, первый работает в столице. Площадь магазина–склада — 6,9 тыс. м2. По плану "Перекрестка", в этом году dark store должен обеспечивать 500–600 заказов в день. Средний чек в интернет–магазине составляет 3,5 тыс. рублей, это в 5–6 раз больше, чем в офлайновых "Перекрестках".
Для полноценного развития интернет–торговли в Петербурге "Перекрестку" нужно открыть в городе четыре склада, считают в компании. По плану, онлайн–направление должно принести ретейлеру в этом году сумму чуть более 1 млрд рублей. Долгосрочная цель — интернет–торговля займет около 2% от товарооборота "Перекрестка".
Популярность этого направления в "Перекрестке" растет.
По словам директора по электронной коммерции "Перекрестка" Дениса Васильева, если в апреле 2017 года коэффициент конверсии на сайте perekrestok.ru (процент сделавших покупки от общего числа посетивших сайт) составлял 0,2%, то сейчас он — 3,5%.
У всех рост
Одна из самых быстроразвивающихся отраслей интернет–торговли в России — это торговля продуктами питания, констатирует директор по электронной коммерции сети "О’Кей" Елена Ременникова. Несмотря на невысокую долю в электронной коммерции, продукты питания показывают динамику лучше, чем в среднем по рынку.
Интернет–магазин "О’Кей" в 2017 году смог увеличить товарооборот в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, а на данный момент уже обработал такое же количество заказов, что и за весь 2017 год. Средняя сумма чека из интернет–магазина auchan.ru в 2 раза больше, чем из офлайн–магазина. К концу 2018 года компания планирует удвоить свой товарооборот по интернет–продажам, а в 2019 году — утроить его.
У сервиса доставки товаров из сетевых магазинов iGooods средний чек по старым точкам (магазины, из которых сервис осуществлял доставку не менее 1 года) за 9 месяцев вырос на 5%, продажи LFL по итогам 9 месяцев выросли в 3,2 раза.
Вопрос привычки
По мнению Дениса Васильева, интернет–торговля продуктами в России развита не так активно просто потому, что до нее еще не дошла очередь.
"Сначала российский потребитель привык покупать в интернете бытовую технику, одежду, а сейчас ему уже будет легче привыкнуть к возможности покупать онлайн еще и продукты питания", — считает Денис Васильев.
Основатель компании "Директфуд" Мстислав Воскресенский низкую популярность онлайн–торговли продовольственными товарами объясняет тем, что крупные сети не уделяли внимания этому виду продаж — у них просто отсутствовали интернет–магазины.
Не было долгое время и качественных сторонних сервисов по доставке продуктов, то есть с приемлемой для массового рынка ценой услуг, широким ассортиментом, приемлемыми ценами на продукты, удобным по времени и интервалам ожидания сервисом доставки, низким уровнем недопоставки, добавляет основатель и управляющий iGooods Григорий Кунис.
Далее рынок будет расти, если разрешат онлайн– торговлю алкоголем, за счетактивного внедрения мобильных приложений с функцией сканирования штрихкода, снижения стоимости доставки за счет открытия большего количества dark store, ожидает Мстислав Воскресенский.
Второй момент — доверие потребителей и привычка. Григорий Кунис считает многолетнюю манеру людей физически ходить в магазин и боязнь получить от курьера плохие продукты препятствиями в развитии рынка онлайн–продаж.
Елена Ременникова соглашается, что ретейлерам необходимо побороть сомнения покупателя относительно качества данных продуктов при заказе через интернет–магазин, так как считает драйвером постоянных покупок именно товары категории fresh и ultra–fresh (овощи, фрукты, другие скоропортящиеся продукты).