Недавно министр труда решил обрадовать сограждан хорошей новостью: оказывается, за год их зарплаты выросли "в реальном и номинальном выражении беспрецедентными темпами" — почти на 11%. По статистике, добавил министр. Но этого дополнения никто почти и не услышал — всех удивила фраза о "беспрецедентном темпе роста".
Удивление оказалось настолько громким, что пару дней спустя "начальнику по труду" пришлось объяснять, что цифру он не выдумал, а взял из официальных данных. А вместо того, чтобы обсуждать слова начальства, людям надо "учиться и уметь хорошие новости оценивать позитивно", добавил министр.
Совет хороший, но не оригинальный: то же самое вам скажет участковый психотерапевт, если вы придете к нему с жалобами на депрессию. Но кто мы такие, чтобы оспаривать слова министра? Мы можем только взять статистику Росстата и убедиться, что зарплаты выросли и начальник сказал правду.
Обрадоваться вместе с ним нам помешает другая цифра из той же статистики: падение реальных доходов населения (в годовом выражении) ускорилось до 1,5%. В среднем они составляют сейчас около 32 тыс. рублей в месяц. И даже статистический рост зарплат, вдохновивший министра, не сделал россиян богаче. Больше того: именно за последние 4 года реальные доходы граждан суммарно снизились на те же 11%. Это, конечно, совпадение, но невеселое.
То есть зарплата растет, а доходы падают — и это подтверждается официально. Не бог весть какой феномен, скажет экономист, такое бывает.
Доходы населения — это не только деньги по зарплатной ведомости: доля оплаты труда в общей сумме таких доходов не превышает двух третей (по официальным данным за 2017 год). Сюда входит и серая заработная плата, которую статистика деликатно называет скрытой (она, к слову, обеспечивает около четверти трудовых доходов). Почти 20% приходится на социальные выплаты, меньше 8% — на доходы от предпринимательской деятельности, 6% доходов обеспечивает собственность. Оставшаяся мелочь проходит по графе "другие доходы". Наверное, это те самые деньги, которые время от времени вывозят грузовиками из полковничьих квартир в Москве.
Кроме того, российская зарплата распределяется крайне неравномерно. Безусловный лидер здесь Москва, а за ней идут нефтяные регионы (Ненецкий, Ямало–Ненецкий, Ханты–Мансийский). В Петербурге зарплаты тоже выше среднероссийских. Но в 33 регионах РФ августовская зарплата не дотянула и до 30 тыс. рублей.
Почему выросла белая зарплата, которой призвал нас радоваться министр, ответить просто. Зимой и весной начальство поднакачало деньгами бюджетную сферу, чтобы отчитаться о выполнении известных майских указов. Отчитались благополучно — но этот отчет не имеет отношения к росту благосостояния граждан.
Даже пенсия, главная социальная выплата, ухитрилась сократиться. В январе 2018 года ее размер по сравнению с январем 2017–го, если считать тогдашнюю единовременную 5–тысячную выплату, не вошедшую в основное тело пенсии, снизился на четверть.
В небюджетной сфере все еще сложнее. Общая численность работников в экономике России оценивается в 72 млн человек. Легально трудоустроено около 50 млн. Остальные 22 млн получают зарплату как–то иначе. И работники не радуются словам министра, в противном случае мы увидели бы рост потребления.
Но чего нет, того нет. Больше того, согласно оценкам самых официальных социологов, граждане считают, что дальше будет только хуже. Если 4 года назад индекс оценки россиянами своего материального положения (его подсчитывает ВЦИОМ) составлял 77 пунктов, то в первом полугодии 2018 года он снизился до 50 пунктов.
Однако, как сказал министр, зарплата познается в сравнении: "Каждый на себя мерит, у кого–то больше выросла, у кого–то меньше".
В смысле наличия денег у граждан есть показатель, продемонстрировавший действительно беспрецедентный рост. Как сообщает РИА "Новости", за первые полгода россияне в 1,7 раза увеличили объем потребительских кредитов, взятых для покрытия старых долгов. Рекордная цифра превысила 68 млрд рублей. А средняя сумма потребительского кредита, взятого "на рефинансирование", превысила полмиллиона. Всего же на оплату процентов по кредитам россияне, по оценкам экономистов, тратят не менее 2 трлн рублей в год.
Дмитрий Прокофьев, экономист