Продажи одежды в России растут только в интернете. Cработал тренд на развитие онлайн–торговли и удобство покупки.
Интернет–торговля сейчас основной драйвер развития российского fashion–рынка. Его объем в натуральном выражении так и не вернулся на докризисный уровень.
В 2015 году продажи товаров fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатились до уровня 2012 года — 2,3 трлн рублей. По итогам 2017 года в рублевом эквиваленте российский fashion–рынок вырос на 3%, до 2,36 трлн рублей. Но с учетом инфляции о росте говорить все равно не приходится.
На этот год прогноз не лучше — в 2018 году рост рынка составит до 3% в рублях, ожидают аналитики Fashion Consulting Group. Продажи падают из–за снижения покупательной способности и колебаний курса рубля. Одежда и обувь оказались в числе товаров не первой необходимости, потребители сократили на них свои расходы. В то же время онлайн–торговля одеждой и обувью растет куда интенсивнее, впрочем, как и в других сегментах российской розницы. Согласно исследованию Fashion Consulting Group, рост рынка интернет–продаж одежды по различным категориям по итогам 2017 года составил 12–18%. Прогнозная оценка на этот год — рост еще на 8–12%.
Объем локального рынка интернет–торговли одежды, обуви и аксессуаров в России в 2017 году составил около 8% от всего fashion–рынка и оценивается в пределах 189 млрд рублей. Средний чек на товары категории fashion в интернете в 2017 году составил около 2600 рублей.
В товарной структуре рынка онлайн–торговли одежда и обувь находятся на втором месте после бытовой техники и электроники и занимают около четверти от оборота интернет–торговли.
Приодеться, не выходя из дома
"Возвращения к докризисному уровню пока не ожидается. Положительная динамика российского fashion–рынка наблюдается в основном за счет опережающего роста канала интернет–торговли", — констатирует генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
Такое различие в онлайн– и офлайн–продажах одежды и обуви эксперт связывает с двумя факторами. Высокие темпы роста онлайн–продаж объясняются эффектом низкой базы и проникновением digital–мира в повседневную жизнь людей.
Если россияне и готовы покупать одежду в текущих экономических условиях, то не в торговом центре, а скорее на интернет–сайтах. Помимо того, во многом драйверами роста интернет–продаж одежды и обуви стали активность использования интернета в стране, развитие мобильного интернета (более 50% от всего трафика интернет–магазинов приходится на мобильный интернет), развитие платежной инфраструктуры и нарастание интеграции офлайна и онлайна. Компании уделяют большое внимание привлечению офлайн–покупателей в онлайн, с другой стороны, онлайн–ретейлеры начали активную экспансию в офлайн (интернет–продавцы KUPI VIP, 12Storeez, I am Studio, "1001 платье" и другие открывали свои магазины).
В Fashion Consulting Group считают, что россиян мотивируют на онлайн–покупки широкий выбор и возможность экономии средств и времени, а именно: широкий выбор как брендов, так и магазинов, возможность быстрого сравнения цен и качества, соответственно, возможность находить самую низкую цену, возможность совершать покупку в любое время, совмещая это с другими делами (на рабочем месте, в пути).
Ведем покупателей в онлайн
Опрошенные "ДП" продавцы одежды и обуви тоже говорят о росте онлайн–продаж. Так, в Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, Love Republic) оценивают результаты работы своего онлайн–канала по итогам прошлого года позитивно: все три интернет–площадки перевыполнили план. "В этом году прогноз благоприятный, мы не сбавляем обороты и наращиваем базу покупателей в онлайне. В первую очередь на результаты влияют профессиональная команда и инфраструктурные улучшения каналов, — убеждены в Melon Fashion Group. — Покупать в интернете становится удобнее во всех смыслах, что сказывается на принятии решения о покупке".
В Baon в прошлом и текущем году основной рост онлайн–заказов наблюдается при заказе "с полки магазина". То есть покупатель может посмотреть, в каком магазине есть товар, и забронировать его. В офлайне тем временем ретейлер видит стагнацию — здесь речь идет скорее про качественный рост: оптимизация форматов, реконцепция магазинов, работа с ассортиментом.
В сентябре 2018 года онлайн–ретейлер Wildberries отчитался о том, что его общие продажи выросли на 80% относительно сентября 2017 года. Категории "одежда" и "обувь" выросли на 75%. Интернет–магазин Ozon планирует нарастить продажи одежды и обуви в 10 раз в течение ближайших 3 лет.
Мода или технологии
Что касается прогнозов, в Melon Fashion Group считают, что ретейл будет собирать все больше пользовательских данных и на их основе создавать базы. "Сегментация пользователей позволит эффективнее управлять предложениями и делать выводы о будущих покупках. Искусственный интеллект AI и Machine Learning придут на помощь в анализе больших данных, это поддержит эволюцию в ретейле", — рассчитывают в компании.
Другая точка зрения у 12Storeez, где наблюдают, что все больше технологий приходит в ретейл, но многие из них переоценены. "В онлайн–fashion–ретейле намного больше fashion, чем онлайна и ретейла. Многие сейчас с технологиями носятся и думают, что за big data, доставкой дронами, роботизацией и блокчейном кроется светлое будущее, — поясняют в 12Storeez. — На наш взгляд, в первую очередь нужно больше думать о продукте и во вторую — о технологиях и каналах продаж".
“
К сожалению, тренд на экономное потребление продолжает сохраняться. Покупатели приобретают в первую очередь самое необходимое, и их выбор в основном определяется размером скидки или наличием промо. Онлайн растет активнее офлайна, и эта общая тенденция рынка обусловлена экономичным потреблением, общей диджитализацией населения, увеличением темпа жизни и стремлением сэкономить не только деньги, но и время. Покупки через сайт более рациональны, есть удобная сортировка по цене, нет влияния продавца, меньше импульсных товаров мы кладем в корзину.
Роман Ротблат
руководитель ГК "Буду мамой"
“
Наш интернет–магазин показывает двукратный рост, офлайн–продажи растут в 2,3 раза. Сейчас идет перераспределение рынка, онлайн по чуть–чуть отъедает долю офлайна. В какой–то момент наступит идеальное соотношение: 30% займет онлайн, и 70% — офлайн, потому что люди предпочитают примерять и трогать одежду перед покупкой. Не настолько удобно покупать одежду онлайн, как думают многие интернет–игроки, поэтому они открывают магазины. Многие привлекают покупателей скидками, в итоге работают в ноль или даже в убыток.
Иван Хохлов
сооснователь, генеральный директор 12Storeez
“
Все дело во всеобщей диджитализации. Ведь развитие практически перешло в онлайн — это и обучение, и сервисы, и развлечения. Наш интернет–магазин — это площадка для нашей лояльной аудитории, где они могут познакомиться с брендом ближе, не только ознакомиться с коллекцией, сделать заказ, прочесть про акции, но и увидеть много информации о трендах, технологиях. Есть крупные онлайн–магазины, где наш бренд продается в гораздо большем количестве, чем на нашем сайте. Но мы видим нашу задачу в том, чтобы каждый канал не спорил, а работал в целом на бренд. Мы будем продолжать работу над контентом и добавлять новые возможности для более удобного онлайн–шопинга.
Анна Сироткина
Коммерческий Директор Baon