Объемы растут на фоне сокращения количества кредитов из–за подорожавших автомобилей.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за 9 месяцев 2018 года банками выдано 32,7 млрд рублей автокредитов в Петербурге — на 20% больше аналогичного периода прошлого года. В целом по стране банки выдали 427 млрд рублей со схожим приростом. По прогнозу БКИ "Эквифакс", по итогам 2018 года будет достигнут исторический максимум, объемы автокредитования приблизятся к отметке полтриллиона рублей, в Петербурге вырастут до 50 млрд рублей.
Столь внушительный объем кредитования участники рынка связывают с интенсивным ростом средней суммы выдаваемого автокредита, который наметился с начала года. По данным НБКИ, консолидирующего данные от 4,1 тыс. кредиторов, средняя сумма автокредита в Петербурге выросла на 14%, до 914 тыс. рублей. По данным БКИ "Эквифакс", оперирующего данными 2 тыс. кредиторов, прирост составил 15%.
В банке "Уралсиб" средняя сумма автокредита выросла на 6%, до 748 тыс. рублей, в Русфинанс Банке — на 7%, до 742 тыс., в ВТБ — на 10%, до 753 тыс., в ЮниКредит Банке — на 36%, до 1,13 млн рублей.
"В Петербурге и Ленобласти мы выдали 7,3 тыс. автокредитов на 5,5 млрд рублей, что больше аналогичного периода на 22 и 35% соответственно. Росту продаж способствовали снижение ставок (в среднем с начала года банк снизил их на 2 процентных пункта), госпрограммы и совместные акции с автодилерами", — прокомментировал Даниил Макаршин, директор центра автокредитования розничного бизнеса ВТБ в Петербурге.
"На увеличение объемов автокредитования повлияли удорожание импортных автомобилей и значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков", — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. По его мнению, банки стали активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне.
Отмена господдержки выявила тренд
Программа господдержки была досрочно завершена уже весной, так как банки выбрали все годовые лимиты за пару месяцев. Опрошенные "ДП" банкиры отмечают, что после окончания программы на рынке проявились интересные тенденции.
"Активизировались сами автопроизводители и кэптивные банки, с ними связанные. Совместные действия производителей и их банков позволили сохранить объемы кредитования на прежнем уровне. Также мы видели сокращение спроса на подержанные автомобили, но отмена господдержки позитивно сказалась на этом сегменте. Если по господдержке покупатель предпочитал получить максимальную экономию при покупке бюджетного отечественного автомобиля, то после ее отмены стал за те же деньги выбирать автомобиль пусть и подержанный, но классом выше", — полагает Денис Смирнов, территориальный управляющий направления по работе с партнерами Балтинвестбанка.
Автомобили дорожают
Активно повышать отпускные цены на автомобили производители стали летом текущего года, компенсируя затраты из–за колебаний курсов валют и ожидаемого повышения с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20%.
По оценкам экспертов, в зависимости от марки автомобиля рост розничных цен уже составил 5–15%. Именно с ростом стоимости банкиры связывают сокращение количества выданных кредитов в Петербурге: за 9 месяцев текущего года в годовом исчислении оно составило около 3,5%, до 37,8 тыс. кредитов, и в среднесрочной перспективе продолжится.
"Рынок автокредитования демонстрирует несколько специфических тенденций. Во–первых, это резкое увеличение средней суммы кредита, рост объема выдач и среднего срока, на который кредиты выдают. Это можно связать с реализацией отложенного спроса у населения, а также с вероятностью повышения цен на ряд дорогих и мощных автомобилей, которое общество ожидает в 2019 году. Во–вторых — снижение числа выдаваемых кредитов", — отметил Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ "Эквифакс".
По данным НБКИ, средний срок автокредита к сентябрю 2018 года увеличился на 2 месяца, до 44 месяцев, что говорит о появлении тенденции к дальнейшему повышению сроков автокредитов из–за повышения цен на авто.
Просрочка сокращается
Автокредитование остается одним из основных способов приобретения автомобилей: доля кредитных, по данным "Эквифакс", составляет чуть более 50% от общего числа продаваемых автомобилей.
Вопреки ранее звучавшим прогнозам, процент одобрения заявок на автокредиты за год не изменился: по данным "Эквифакса", он сохраняется на уровне 49%. Основная доля отказов традиционно связана с требованиями кредитной политики банков. Качество автопортфелей улучшается: объем проблемной задолженности снизился на 22% по сравнению с началом года.
Из кредита в заем
Впрочем, у автокредитования есть и обратная сторона: в этом году существенно выросли объемы займов под залог автомобилей, выданных микрокредитными организациями и ломбардами. Так, по данным CarMoney (МФК "КарМани"), количество займов выросло на 37% при росте объемов в 1,5 раза. Средний размер займа в Петербурге составил 259 тыс. рублей, что на 6% выше среднего по России и на 11% ниже, чем в Москве.
“
Несмотря на отсутствие программ господдержки автокредитования, текущая ситуация позволяет делать позитивные прогнозы по рынку. В Петербурге наш кредитный портфель показал прирост на 4,5%, несмотря на то что количественно автокредитов выдано меньше. Портфель вырос за счет увеличения среднего размера кредита на треть: с 827 тыс. рублей в 2017 году до 1,13 млн рублей сейчас, а также роста доли премиум– брендов в продажах (такие марки, как Land Rover, Volvo, Mercedes–Benz, BMW).
Ольга Михайловская
коммерческий директор региона «Санкт–Петербург Юг» АО «ЮниКредит Банк»
“
Динамика продаж Русфинанс Банка в Петербурге в 2018 году выше рыночной. До конца этого года мы ожидаем рост объемов рынка автокредитов в пределах 13%, хотя уже сейчас происходит его замедление. Это коррелирует с уровнем продаж новых автомобилей в России на данный момент. Предполагаем, что в 2019 году кредитный рынок вырастет только на 5% из–за запланированного повышения ставки НДС до 20%, волатильности валютных курсов и соответствующего повышения цен на автомобили
Людмила Богушевская
заместитель председателя правления Русфинанс Банка