Тонкости сбора налоговых платежей и страховых взносов обсудили руководство ФНС и малый и средний бизнес города.
Новые цифры и факты сообщили представителям малого и среднего бизнеса руководители петербургской налоговой службы на встрече в Санкт–Петербургском союзе предпринимателей. Бизнесмены также смогли задать свои вопросы, но не самому руководителю Управления ФНС по Петербургу Валентине Корязиной, а ее заместителю Елене Кононовой.
Корязину на встрече очень ждали, особенно на фоне слухов о ее скорой отставке, но не дождались. Впрочем, прессу просили не спешить с выводами.
Кононова же обстоятельно доложила предпринимателям о состоянии налоговых дел. А именно: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) дает 50% всех налоговых поступлений в бюджет Петербурга. 90% от этого — поступления от компаний и ИП. Налоговые декларации за 2017 год подали 400 тыс. петербуржцев, 330 тыс. налогоплательщиков–физлиц получили налоговый вычет за покупку квартир, лечение и другие расходы — всего 14 млрд рублей в 2018 году.
Замглавы УФНС отметила также, что растут сборы за патенты для иностранных работников. За них заплатили в бюджет в 2018 году 6,5 млрд рублей, что на 13% больше, чем в 2017–м.
Из важного: администрирование страховых взносов в 2017 году передали ФНС, и собираемость взносов — в Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования — сначала оставляла желать лучшего. Зато теперь страховые взносы платят уже 250 тыс. предприятий и 140 тыс. ИП. По сравнению с 2017 годом удалось собрать на 19% больше.
Из неприятного, но важного: налоговая по–прежнему видит в лице более чем 31 тыс. петербургских организаций правонарушителей в деле выплаты зарплаты — она там менее 12 тыс. рублей. При этом у 8,8 тыс. компаний — до 17 тыс., у 3,2 тыс. — более 17 тыс. рублей, но менее средней по отрасли. За такими компаниями в налоговой пристально наблюдают, сурово напомнили предпринимателям.
Те, впрочем, не смутились и обрушили на налоговиков припасенные вопросы. В частности, о каналах коммуникации: бизнесмены возмущены, что в налоговую "совершенно невозможно дозвониться", на звонок отвечают только роботы и, даже зная номер телефона и имя конкретного сотрудника, получить ответ на свой вопрос нереально. Кононова невозмутимо пояснила, что для общения с налоговой службой лучше использовать современные технологии — личный кабинет на сайте ведомства и все вопросы задавать там. Однако предприниматели парировали, что технологичный кабинет не имеет опции рассылки оповещений хотя бы в формате sms, поэтому узнать о факте ответа оперативно нельзя. Налоговики уповают на завершение доработки сайта: скоро там будут новые сервисы, и общение с ведомством заметно упростится.
Предприниматели недовольны и обменом данными между УФНС и другими службами, например УФМС: бизнес не может вовремя получить НДФЛ за своих иностранных работников, которые уплачивают налог с патента и имеют право на его возврат. Были и вопросы о нелегальном бизнесе — его много и в секторе торговли, и в секторе услуг, но налоговая предпочитает проверять и наказывать именно легальный бизнес. Собственно, он и интересовался причинами такой дискриминации.
На это Елена Кононова ответила, что служба работает в рамках закона, а по закону в поле зрения налоговиков попадает именно зарегистрированный бизнес. С нелегальным борются другие ведомства.
Кажется, у бизнесменов осталось еще много вопросов.