Новая петербургская система обращения с отходами, похоже, так и не начнет работать с января. Сегодня, 21 ноября, арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил решение о незаконности соглашения между Смольным и ГУП "МПБО-2", выигравшим конкурс на монопольного оператора по работе с мусором.
Суд постановил отменить вердикт апелляционной инстанции от 19 июля — тогда городской комитет по благоустройству смог успешно обжаловать решение первой инстанции от 17 мая. В мае арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял сторону ООО "Новый свет-ЭКО", дочерней компании АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Анатолия Язева. "Новый свет" участвовал в конкурсе по выбору регоператора, но проиграл.
Конкурс проводился в декабре-январе 2017-2018 года, а регоператор, согласно результатам, должен был начать работу с 1 января 2019 года. На конкурс были выставлены лоты №1 и №2, делящие город на две части, условно "северный" и "южный". Стартовая цена по первому лоту составляла 42,6 млрд рублей, по второму — 42,1 млрд. Оба выиграло городское ГУП "Завод по механической переработке бытовых отходов".
16,5 млрд против 39,8 млрд
"Новый свет" был среди участников "южного" лота — исторически к югу от Невы самым крупным перевозчиком мусора стал "Автопарк №1 Спецтранс", владеющий к тому же полигоном под Гатчиной. Истец требовал признать незаконным определение победителя торгов по лоту №2, недействительными — итоги конкурсного отбора и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между комитетом по благоустройству и ГУП "МПБО-2" по обоим лотам.
Арбитраж в мае согласился с доводами истца, настаивавшего: конкурсная документация противоречит сама себе, в стоимость услуг регионального оператора вписаны 11 лет вместо заявленных 10, а задним числом добавлен 2017 год с лишней суммой в 3,2 млрд рублей.
Шкала оценки заявок тоже вызвала вопросы: предложение "Нового света" стоило 16,5 млрд против 39,8 млрд Завода МПБО, однако за любое снижение цены больше 5% конкурсанту присваивались 100 баллов. В итоге отличавшиеся в 2 раза ценовые предложения получили одинаковые оценки.
Однако суд согласился лишь с претензиями по поводу лота №2, на который зимой претендовал истец, отказав в требовании отменить итоги конкурса по лоту №1.
Источник в компании "Новый свет" назвал решение кассации революционным. Официального комментария "ДП" не дождался.
В комитете по благоустройству Петербурга посоветовали подождать мотивировочной части судебного решения.
"Сегодня судом кассационной инстанции была объявлена резолютивная часть. Когда постановление опубликуют в полном объеме, мы сможем на него реагировать", — уточнили в ГУП "МПБО-2".
Ждут передела рынка
Мотивировочная часть решения кассации обычно публикуется в течение 3-4 дней, уверяют в петербургском юридическом бюро LEX.
"У желающих обжаловать итоги конкурса по лоту №1 есть и время, и шансы успешно это сделать, — полагает главный управляющий бюро Алексей Тренклер. — На обжалование итогов подобных конкурсов дается годичный срок, а обжалующий может ссылаться на преюдицию".
То есть арбитраж должен, согласно закону, принять без проверки факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.
Правда, обжаловать решение по лоту №1 должны непосредственные участники конкурса. А именно АО "Автопарк №6 Спецтранс" либо ООО "ПКФ "Петро–Васт". Сегодня получить комментарии представителей компаний не удалось.
Участники рынка тоже ждут результативной части — и нового конкурса по выбору регоператора с последующим переделом рынка.
В саморегулируемой организации "Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга" говорят, что в городе есть желающие побороться за регоператорский статус.
"Это точно "Спецтранс №1" и точно "Спецтранс №6", если будет считаться отмененным решение по северному лоту", — говорит председатель совета директоров СРО Всеволод Хмыров.
Что любопытно, отмечают в СРО, на 22 и 23 ноября ГУП "МПБО-2" назначило совещания с руководством 11 крупнейших перевозчиков Петербурга для согласования условий работы в будущем году. Сегодня, настаивают некоторые участники рынка, им звонили из ГУП с предложением перенести встречи.
"Это может стать угрозой экологической безопасности"
С января 2019 года ГУП "МПБО-2" должно было стать монополистом на городском рынке твердых коммунальных отходов объемом минимум 8 млрд рублей в год. Законодательство позволяет регоператору единолично заключать договоры с производителями отходов и отбирать по конкурсу перевозчиков. Комитет по тарифам утвердил для ГУП "МПБО-2" тариф в объеме 4,4 тыс. рублей за обработку тонны отходов, в том числе за вывоз на областные полигоны, поскольку в городе своих полигонов нет.
У Смольного есть время на проведение новых конкурсов, поскольку в федеральный закон, требующий повсеместного введения регоператоров с января 2019 года, в ближайшие недели собираются принять поправки, дающие отсрочку до 2022 года.
Между тем правительство Ленинградской области выбрало регоператора почти одновременно с Петербургом, весной.
Конкурс выиграло АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленобласти". УКООЛО уже начала вкладываться в полигоны. В конце октября, рассказывают в компании, открылся сортировочный комплекс в Приозерске мощностью 100 тыс. тонн в год, вложения составили около 100 млн рублей. Началась реконструкция полигонов в Кингисеппе, Сланцах, Луге и Волхове.
В области производится около 700 тыс. тонн коммунального мусора ежегодно, но еще около 1 млн поступает из города. Что будет теперь с городским мусором, непонятно, говорят участники рынка. Между городом и областью действует соглашение о работе с отходами.
"Как оно теперь будет выполняться? Городской тариф и так очень условно учитывал стоимость размещения на областных полигонах, — сетуют представители бизнеса. — Из-за затягивания истории с городским оператором Смольному придется по-новому налаживать отношения с соседом".
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сегодня заявил, что категорически против отсрочки начала работы регоператора Санкт-Петербурга. Область, переходящая на новую систему обращения с отходами уже с января, обеспокоена рисками, связанными с размещением городских отходов на своей территории.
"Это является серьезной угрозой экологической безопасности региона, — предупредил Александр Дрозденко, — может привести к росту числа свалок и стать причиной экологического коллапса на территории Ленинградской области".