13:4029 ноября 201813:40
274просмотров
13:4029 ноября 2018
Никто не может точно знать, в каком направлении будет двигаться рынок. Это касается как российского, так и мирового рынков. Конечно, в каждой стране проблемы свои, и появляются они из–за ряда внутренних факторов. Но в целом на данный момент наиболее очевидна тенденция по переводу транспорта на альтернативные виды топлива. Некоторые полагают, что традиционные автозаправки могут исчезнуть и бизнес, который успешен сегодня, может со временем перестать быть рентабельным.
Каждый раз, когда Shell открывает новую электрическую заправку, нас спрашивают: "Чему вы так радуетесь?" А мы действительно радуемся, потому мы считаем это направление перспективным и начинаем развиваться в этом уже сейчас, хоть общая доля электромобилей во всем мире еще невелика.
Мы вкладываем средства в ветряные энергоустановки, заводы по производству солнечных батарей и другие предприятия, работающие с возобновляемой энергией, потому что видим в этом возможность для развития собственного бизнеса. Пару лет назад компания приобрела сеть зарядных станций для электрокаров NewMotion. Это так называемые инвестиции в будущее.
В Норвегии Shell уже сейчас продает больше электричества, чем традиционного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Всего в Европе у нас на данный момент 500 электрозаправок. В Германии сейчас возрастает интерес к водородному топливу. Там насчитывается уже более 1 тыс. автомобилей на водороде, и мы также работаем с этим направлением.
Несмотря на скептицизм некоторых участников рынка, мы видим перспективу развития электромобилей и в России. Мы готовы предлагать то, чего хочет клиент.
Одно из направлений, более традиционное, которое уже доказало свою эффективность, — сопутствующий бизнес. У Shell первые кафе появились в 2009 году, это было в Великобритании. К нынешнему моменту 50% прибыли по миру мы получаем именно с данного направления. На всех рынках этот показатель разный.
Например, в США, Норвегии цифра самая высокая, при этом на Востоке доходы от магазинов могут составлять около 5%. Россия находится где–то посередине. Как показывает практика, сопутствующий бизнес будет занимать все большую долю продаж. Не исключается, что в 2020–2025 годах основная прибыль будет приходиться именно на продуктовый ретейл. Также на некоторых рынках больший спрос имеют именно услуги, связанные с эксплуатацией автомобиля: замена шин, аккумуляторов, сервисное обслуживание.
Нельзя сказать, что маржинальность за последние 15–20 лет сильно увеличилась. Но именно новые направления позволяют более уверенно держаться на рынке и оставаться интересным для клиентов. Люди готовы покупать то, во что они верят, будь то еда, топливо или услуга по мойке машины.
До 2025 года мы планируем открыть 5 тыс. новых автозаправок по всему миру, в том числе в России, где сейчас насчитывается 300 АЗС. Для нас Россия — это один из самых быстрорастущих и важных рынков. Также в этот список входят Индия, Китай, Мексика и Индонезия. По нашим прогнозам, эти страны имеют большой потенциал.
Иштван Капитани, исполнительный вице–президент по ретейлу концерна Shell