Малые торговые компании в этом году, так же как и крупные ретейлеры, приняли участие в ежегодной распродаже "черная пятница", официально проходившей в период с 23 по 25 ноября. Анализ результатов работы небольших предприятий города и страны провела компания "Эвотор", один из крупнейших российских производителей смарт–терминалов (онлайн–касс). Производитель касс сравнил результаты продаж торговых, сервисных точек в пору распродаж и за аналогичный временной промежуток неделей ранее. В результате количество чеков со скидками у субъектов малого бизнеса выросло на 18% по сравнению с рядовыми выходными. В Петербурге этот показатель чуть ниже — 13%.
По данным компании, оборот по товарам со скидками вырос во время уик–энда в стране примерно на 22%. Как и в случае с чеками, оборот петербургских магазинов, предоставивших скидки, уступил в темпах роста российскому. Он увеличился в "черную пятницу" на 20%. Суммарный же оборот малых предприятий, участвующих в акции, на время тотальных распродаж вырос на 15%.
Алкоголь в приоритете
В самой компании, проводившей исследование, такой результат оценивают положительно. "Ранее мы опросили несколько тысяч предпринимателей — наших клиентов, собираются ли они принимать участие в акциях, — говорит Сергей Андрияшкин, директор по маркетингу компании "Эвотор", — и около 60% участников опроса ответили, что будут предоставлять покупателям скидки на отдельные продукты или услуги или на весь ассортимент".
Как уже писал "ДП", смарт–кассы компании "Эвотор" работают в 350 тыс. точках в сфере торговли и услуг по России. Большинство из них установлены в магазинах шаговой доступности. Всего в РФ установлено более 2 млн онлайн–касс, смарт–кассы также производят компании "Платформа ОФД", "Дримкас", EKAM, ГК "Штрих–М", ООО "Сервис Плюс" и другие. По данным "Эвотор", наибольший рост среднего чека за время распродаж продемонстрировали мебельные салоны (52%) и ювелирные магазины (32%). Но самая высокая средняя скидка, 30%, распространялась на алкогольную продукцию.
Скидки на все
Как считают участники рынка, спрос на отдельные категории товаров обоснован приближающимися новогодними праздниками. Потребители, воспользовавшись скидками, заранее приобретали подарки близким и коллегам.
"Мы участвовали в "Пятнице" год назад, но она проходила скромнее, — делится Сергей Тонков, основатель фабрики и магазина дизайнерских носков St. Friday Socks. — Тогда сделали скидку на продукцию только для постоянных клиентов. К нам поступило около 40 заказов. В этот раз продлили срок распродажи до 4 дней, снизили цены для всех и получили около 500 заказов. Это больше чем количество всех прошлогодних ноябрьских заявок, вместе взятых". "Для нашего магазина это первый опыт участия в тотальной распродаже, — подводит итоги Светлана Князева, руководитель зоомагазина "Лавка аквариумиста". — В пятницу и субботу мы сделали скидку на все товары 20%. По сравнению с другими днями выручка выросла втрое. В среднем через магазин ежедневно проходит от 25 до 30 человек, но в минувшие выходные количество клиентов выросло до 60". Предпринимательница отмечает, что спрос в ее торговой точке в основном вырос на товары премиум–класса.
Помимо товаров и услуг компании предоставляют скидки и будущим франчайзи. Так, например, поступили в сети мини–рынков "Фермер". "В своих магазинах мы не проводили распродажу продуктов питания, поскольку достаточно сложно договориться сразу со всеми арендаторами полок о снижении цен, — объясняет владелец сети Игорь Бондаренко. — Однако мы сделали скидку в выходные на покупку нашей франшизы. В результате продали одну за 400 тыс. рублей".