После череды запретов концертов русских рэперов власть внезапно повернулась к ним лицом. Кумиров молодежи предлагают поддержать грантами, за них вступается Дмитрий Киселев, их даже вызывают на круглый стол в Госдуму. Возможно, власть поняла свою ошибку и решила исправить ее. "ДП" выяснил, что об этом думают сами рэперы.
Останови вечеринку
Пару недель назад между русскими рэперами и властными структурами развернулся грандиозный баттл. Все началось с запретов концертов в регионах по инициативе родительских организаций, возмущенных засильем мата, секса и наркотиков в текстах рэперов. Один за другим в российских городах отменялись концерты Хаски, Элджея, Face.
Запреты приобрели лавинообразный характер, а в конце ноября новостные порталы взорвались историей с задержанием Хаски. Его приговорили к 12 суткам административного ареста за исполнение трека на крыше автомобиля после того, как очередной концерт сорвали силовики.
За Хаски вступились и соратники по рэпу, даже те, кто в корне был не согласен с его идеями, и мастера культуры (даже Лев Лещенко!).
Выглядело это странно. Казалось, это даже не то чтобы новый 37-й, а, скорее, новый 84-й, когда советская номенклатура отчаянно пыталась бороться с панками и металлистами, вполне закономерно вызывая еще больше нелюбви к себе в условиях разваливающейся страны.
Но в 2018 году было бы трудно не понимать, что такими действиями власть сама, по доброй воле настраивает против себя огромную часть молодежи. Никаких агентов Запада не надо, все сами.
Самая честная музыка
И внезапно все поменялось. Хаски досрочно освободили от ареста: по словам главреда RT Маргариты Симоньян, за него вступились аж из администрации президента. Этому можно верить, можно не верить, но последующие события еще более красноречивы.
За русский рэп вступаются глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин и экс-министр культуры Михаил Швыдкой. Нарышкин предлагает поддерживать рэперов грантами. Швыдкой говорит о "литературе сегодняшнего молодого поколения", призывает налаживать диалог и рассказывает, как сходил на концерт Noize MC.
Дальше — больше. За рэперов впрягся рупор "властной пропаганды" Дмитрий Киселев, и этого, кажется, не ожидал вообще никто. Киселев рассказал в своей передаче о патриотизме в текстах Элджея, Хаски и Face и призвал "не кошмарить" их.
"В последние дни что-то в регионах изменилось. Могу предположить, что подействовал некий окрик сверху. У нас это бывает полезным для защиты граждан. Рэперы не исключение", — сказал Киселев на всю страну с телеэкрана.
А во вторник, 4 декабря, рэперов приглашают в Госдуму. Птаха, ST и Рома Жиган согласились поучаствовать в круглом столе с депутатами и чиновниками из силовых ведомств, чтобы наладить диалог и обсудить проблему запрета концертов.
Возможно, все эти заигрывания напоминают видеоролик конца 90-х годов, в котором юморист Евгений Петросян читал рэп в смешной бандане. Или картинку из популярного паблика ШКЯ, где пенсионер идет за группой подростков, выкрикивая "Йоу-йоу, сноубординг, дискета". Но в любом случае это выглядит оптимистичнее, чем 2 недели назад.
Складывается ощущение, будто власти поняли, что делают что-то не то. Что одним махом превратить миллионы фанатов рэпа в оппозиционеров — так себе идея для укрепления единства в обществе. Тем более что и оппозиция в лице Навального тут же подсуетилась, немедленно выступив в поддержку рэперов. Дать несогласным массам новую тему для протестов было бы, наверное, не слишком разумно.
Может быть, и те и другие решили использовать волнующую тему в своих политических целях. Может быть, просто восторжествовал разум и власть признала свою ошибку.
А скорее всего, власти и вовсе не было никакого дела до рэпа, пока им не занялись ретивые исполнители "на местах" по наводке родительских организаций, что закономерно привело к общественному бурлению. Пришлось исправлять.
Впрочем, все эти три варианта не исключают друг друга.
"ДП" решил спросить у рэперов, что они думают об этом.
Что ты можешь рассказать за рэп?
"В нашей стране все так заведено, что рано или поздно какое-либо событие, получившее широкую огласку в СМИ, дойдет до власть имущих, и они должны как-то отреагировать, — говорит рэпер Fallen Mc. — Все это произошло потому, что власть больше не может закрывать глаза на то, что происходит. Хорошо это или плохо — непонятно, потому что у нас либо вообще не обращают внимания на явление, либо закручивают гайки. Видимо, люди, которые принимают решения, поняли, что какое-то однобокое решение этой проблемы не работает. Закручивать гайки до конца нельзя, потому что молодежь стала чуть более сознательной".
По словам Fallen Mc, власти решили пойти по проторенному пути.
"Они решили позвать определенных людей, которые имеют к этому определенное отношение. Непонятно, почему именно их. Отмену концертов позвали обсудить людей, у которых этих концертов давно нет. Скорее всего, все это будет на том же уровне, как Саша Спилберг приходила в Госдуму (в 2017 году. — Ред.). Не знаю, чего ждать. В нашей великой и могучей стране ждать можно все что угодно", — добавил рэпер.
Рэпер GSPD кратко заметил, что пока либерализация отношения власти к музыке — только на уровне разговоров.
"Мне кажется, все, что делается, — закономерно и планомерно, но пока я не вижу каких-либо действий, которые повлияют на это в ту или иную сторону", — сказал он.
"Дело в том, что власти не делали практически ничего, чтобы разговаривать, просвещать или наставлять молодое поколение, — говорит рэпер Рич (Ричард Семашков). — Через некоторое время это поколение произвело то, что считало нужным, в плане музыки, и власть немножко обалдела от масштабов и от самого контента. И началось то, что началось. Случай с Хаски очень характерен, потому что они не то чтобы дали заднюю, но поняли, что с этим работать надо более тонко, аккуратно и не путем запретов".
Рич отметил, что в Госдуму на беседу с депутатами и силовиками стоило позвать не Птаху, ST и Рому Жигана, а тех, кто устраивал концерт в поддержку Хаски, поскольку именно они (Oxxxymiron, Noize MC, Баста) задают тренды среди молодежи.
"Сейчас эти ребята будут друг с другом договариваться, — добавил Рич. — Надо договариваться. Не знаю, как это сделать, чтобы для одних это не было "прогибом и зашкваром", а для других — продвижением собственных политических идей. Но посмотрим".