Банк "Санкт–Петербург" в партнерстве с "ДП" организовал в рамках XI Петербургского международного инновационного форума деловой завтрак, посвященный цифровизации.
Газета "Деловой Петербург" выступила информационным партнером мероприятия, главный редактор газеты Артемий Смирнов стал модератором беседы. В деловом завтраке приняли участие вице–губернатор Петербурга Сергей Мовчан, заместители председателя правления ПАО "Банк "Санкт–Петербург" Павел Филимоненок и Оксана Сивокобильска, генеральный директор ООО "Экспофорум–Интернешнл" Сергей Воронков, генеральный директор ОАО "Средне–Невский судостроительный завод" Владимир Середохо, президент "Руссофт" (Russoft) Валентин Макаров, генеральный директор исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов, заместитель генерального директора EPAM Артак Оганесян и другие.
Сергей Мовчан рассказал о цифровых технологиях, уже внедренных в сферу городского хозяйства, а также поделился перспективными планами по усилению роли правительства города в цифровизации всех процессов и аспектов городской жизни.
О своих достижениях и перспективных проектах говорили представители "Руссофт" и EPAM.
Владимир Середохо сообщил о практике внедрения цифровых технологий. По его словам, "цифра" стала не только инструментом прогнозирования и моделирования, но и способом безошибочной диагностики как готовой продукции, так и процесса производства.
О готовности внедрения инноваций малыми и средними предприятиями рассказал Александр Абросимов.
Представители банка "Санкт–Петербург" констатировали, что конкуренция между банками ушла в цифровую плоскость. Как считает Оксана Сивокобильска, цифровая революция уже трансформировалась в планомерную, даже рутинную ежедневную работу. Поэтому она выступает против самого термина "цифровая революция", по крайней мере в банковском бизнесе.
Поскольку вкладчики ценят в банках стабильность, в том числе и в качестве сервиса, здесь цифровизация должна идти не революционными скачками, а непрерывно. Причем технологический апгрейд должен доставлять клиентам банка как можно меньше беспокойства.
Алексей Теплоухов, директор дирекции операций на финансовых рынках банка "Санкт–Петербург", сравнил процесс цифровизации банков с развитием российского фондового рынка.
На первом этапе обоих процессов их участники учатся собирать и обрабатывать большие массивы данных, а на втором — уже соревнуются, кто быстрее создаст и доставит коммерческое предложение клиенту на основе этих данных, потому что сами данные у всех одинаковы.
На третьем этапе, по прогнозу Алексея Теплоухова, конкуренция в цифровой сфере будет происходить на уровне прогнозов: выигрывать будут те, кто лучше предугадает будущие потребности клиентов. На фондовом рынке этот этап выглядел как появление торговых роботов и роботов–консультантов.
Следующим вызовом цифровизации, по мнению Алексея Теплоухова, будет поиск оптимального взаимодействия между человеком и машиной. Очень скоро большая часть диалогов между компаниями и их клиентами будет организована именно в этом формате, и обострится проблема, возникающая уже сейчас: как сделать такой диалог менее раздражающим и более эффективным.
Участники дискуссии разошлись во мнениях, стоит ли отказываться от термина "цифровая революция". Ведь главное отличие революции от эволюции — непредсказуемость результатов — в цифровизации все–таки присутствует.
Кроме того, разные мнения прозвучали насчет того, должен ли бизнес стремиться опережать государство в цифровизации общих с ним процессов.
Государство достаточно активно цифровизуется, в некоторых направлениях взаимодействия бизнеса с государством бумажный документооборот заметно сократился.
Однако бизнес рискует понести лишние расходы, если будет опережать события.