Теперь абоненты предпочитают пользоваться бесплатными мобильными приложениями.
С 3 декабря плату за такие sms стал брать "МегаФон". Об этом "ДП" рассказали сотрудники call–центра, пояснив, что сообщения в мобильном банке де–юре были платными с 2016 года, но входили в тариф и де–факто не оплачивались абонентами отдельно. Информация о планах телеком–компаний появлялась и раньше, в середине 2018–го, но, по словам аналитиков, "МегаФон" дольше всех пытался сдерживать цены.
Теперь плата за подобные сервисные sms прописана в тарифных планах всех крупных операторов. В среднем один запрос стоит 2 рубля.
Представители Сбербанка сообщили "ДП", что на данный момент sms–банком активно пользуются 23 млн человек. По оценке аналитического агентства "Рустелеком", доля Сбербанка на этом рынке достигает 70–80%. По грубым подсчетам, если каждый из пользователей отправит хотя бы одно сообщение на номер 900, операторы связи получат почти 45 млн рублей.
Сами банки также платят операторам связи по специальным тарифам. "В случае с "МегаФоном" если банк отправляет в месяц более 300 млн рекламных sms, то абонентская плата за такой пакет — 132 млн рублей. Каждое sms сверх пакета стоит 44 копейки. За сервисные sms тариф — 60 млн рублей, каждое сообщение сверх пакета — 20 копеек. Как они отделяют рекламу от сервисных оповещений — тоже вопрос", — поделился руководитель "Рустелекома" Юрий Брюквин.
Аналитики рынка уверены, что переход на платные сервисные sms был неизбежен. Операторы связи вынуждены увеличивать средний чек абонента, поскольку расходы на инфраструктуру и обслуживание сети растут, а органический рост новых клиентов падает.
"В результате операторам приходится делать платными услуги, которые долгое время были условно бесплатными, — рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Да и западная модель развития этого бизнеса нам подсказывает, что все должно было пойти по этому пути".
Любопытно, что у некоторых сотовиков sms на номер 900 уже давно были платными, но оператор делал 100%–ную скидку для абонентов актуальных тарифных планов. Такая "акция" действовала у Tele2 с середины августа по начало ноября 2018 года. В пресс–службе оператора пояснили, что ввели плату в связи с массовым падением спроса на услуги мобильного банка.
"Сейчас это своего рода нишевая услуга. Абоненты массово переходят на мобильные приложения, и в обычных sms они почти не нуждаются", — рассказал представитель Tele2.
"В этом году ряд операторов пересмотрели свои тарифы в связи с требованиями ФАС по отмене внутрисетевого роуминга. В результате стоимость sms на номер 900 у большинства операторов "большой четверки" выделена в отдельный тариф, а разница при отправке в роуминге убрана", — объяснили в пресс–службе Сбербанка.
У конкурентов система отправки sms также существует, хотя функционал ограничен. Стоимость этих услуг варьируется — если в Альфа–Банке такие сообщения тарифицируются так же, как и на номер 900, то в банке "Санкт–Петербург" один запрос баланса на карте обойдется в 25 рублей.