Настоящий лидер инвестиций в РФ — Кипр с его $148 инвестиционными миллиардами. И недвижимость русским там предлагают, как известно, крайне активно
06:4110 декабря 201806:41
24701просмотров
06:4110 декабря 2018
Экономическая теория — едва ли не самая прагматичная из всех общественных наук. Историки, социологи, политологи могут в своих умозаключениях опираться на слова и свидетельства — экономист опирается только на факты, выраженные в действиях и покупках. На первой странице учебника экономики так и написано, что эта наука "изучает выборы, совершаемые людьми, принимающими решения в условиях ограниченности ресурса". И в качестве иллюстрации приводится пример такого выбора: человек долго рассуждал о пользе здорового питания, стоя перед полкой с коробками молока и сока, но в итоге купил банку пива. Банка пива — это и был его настоящий выбор, подтвержденный деньгами.
Экономиста вообще не должны интересовать слова. Человек из телевизора может долго шлепать языком, рассказывая о развитии экономического сотрудничества России и Китая и о том, что китайский капитал должен заместить европейский на российском финансовом рынке. А экономист прочитает статистику Центрального банка РФ, опубликованную на прошлой неделе, где написано, что за первое полугодие китайские инвесторы забрали из России более $1 млрд — почти четверть общего объема своих прямых инвестиций. Впрочем, общий объем инвестиций Китая в России и так невелик — сейчас он составляет $3,184 млрд (в 2013 году этот объем превышал $4,5 млрд). Это еще не значит, что Китай совсем не сотрудничает с Россией, осторожно заметит экономист, только сотрудничество это выглядит совсем не так, как это рассказывает телевизор. Настоящий лидер инвестиций в РФ — Кипр с его $148 инвестиционными миллиардами. Хотя, конечно, это те же российские деньги, но выведенные на Кипр, там переупакованные и возвращенные в Россию.
Но так ли уж принципиальны для России китайские (да и кипрские) суммы? По прогнозу того же ЦБ РФ, за этот год из страны должно уйти около $66 млрд — тоже рекорд, такого не было с 2014–го. Конечно, с формальной точки зрения покупка наличных долларов гражданами тоже фиксируется статистикой как вывод капитала, но вряд ли рядовые трудящиеся скупили и спрятали 60 млрд — нет, это сделали люди, которые на камеру любят порассуждать о дедолларизации и геополитических вызовах.
Однако во всем можно увидеть и хорошие новости. Сколько бы гражданин с иностранным паспортом ни рассказывал по телевизору о коварстве британской политики, богатые россияне его словам не верят и ожесточенно скупают лондонскую недвижимость. По подсчетам агентства Knight Frank, в британской столице 20% домов стоимостью более 10 млн фунтов приобретены гражданами с российскими паспортами. Два года назад на долю наших соотечественников приходилось только 6% подобных продаж. Впрочем, рынок элитной недвижимости в Москве тоже находится на подъеме. Как выяснил тот же Knight Frank, этим летом спрос на дорогие квартиры в российской столице вырос в 2,4 раза по отношению к аналогичному периоду 2017 года. То есть деньги в стране на самом деле есть. Но не у всех.
Что ж, для тех, кто не может позволить себе квартиру в Лондоне, существует ипотека в России. За 10 месяцев 2018 года здесь было выдано 1,17 млн ипотечных кредитов на 2,37 трлн рублей. Это на 58% в денежном и на 44% в количественном выражении больше, чем за тот же период прошлого года. Здорово? Не совсем, скажет экономист. Ипотека ипотекой, но жилищное строительство в России в целом сокращается с 2016 года — на 2–3%. Зато такое строительство растет в Москве: за первые 9 месяцев 2018 года — плюс 27,6% по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду. Граждане бегут в "нерезиновую" (сейчас там живет каждый седьмой россиянин), а москвичи превращают рубли в метры. На Москву и Московскую область приходится почти 18% жилой площади, вводимой по стране.
При этом есть косвенный, но верный признак реального роста рынка недвижимости и благосостояния — это рост бизнеса магазинов товаров для дома, где владельцы новых квартир закупают все необходимое.
Однако вот IKEA свой последний магазин в России открыла в 2011 году и только что официально отказалась от строительства нового гипермаркета в Москве.
И не факт, что легендарная компания будет расширять свое присутствие на российском рынке. Возможно, маркетологи IKEA знают о реальных финансовых перспективах россиян нечто, о чем молчит наша статистика.
Дмитрий Прокофьев, экономист