08:5111 декабря 201808:51
427просмотров
08:5111 декабря 2018
На протяжении 5 лет 44–ФЗ призывает заказчиков к созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Но на рынке здравоохранения, на мой взгляд, ситуация пока в лучшую сторону не изменилась. Сейчас идет период закупок на поставку лекарств на 2019 год. Исходя из предмета, мы понимаем, что препараты будут использоваться в течение года, а поставки должны осуществляться партиями по заявкам заказчика с января по декабрь. Но срок годности каких–то средств, например живой аттенуированной вакцины для профилактики ветряной оспы, согласно государственному реестру лекарственных средств, — 2 года. В документации есть условие: остаточный срок годности на момент поставки — не менее 19 месяцев гарантийного срока. И как участнику закупки, согласившись на такие условия, не попасть в ловушку? Особенно если предыдущая партия вакцины со сроком годности "январь 2020 года" на момент подачи заявки на участие в торгах еще не распродана и доступна для участников рынка. Да и как участник закупки может стимулировать производство новой партии препарата?
Да, существует комментарий ФАС России об остаточном сроке годности медпрепаратов (письмо от 25 мая 2017 года), в котором подобный случай трактуется как возможное нарушение закона. Но заказчики не реагируют на мольбы, на запросы разъяснений и аргументы, приводимые участниками закупок, в том числе со ссылкой на этот комментарий контролирующего органа.
Другой проблемный вопрос — единицы измерения. С начала 2018 года госзаказчики должны прописывать необходимое количество не в упаковках, как раньше, а в таблетках или миллилитрах (мл). При этом вакцины и иммуноглобулины, например, выпускаются в дозировке от 0,1 мл, то есть в дозах, и продаются в упаковках. Поставщики, купив препарат, ставят его на баланс в упаковках — потому что программа, которой пользуется большинство из них, предусматривает только такую единицу измерения (не миллилитры). Поэтому при осуществлении поставки перерасчет участники закупок производят вручную, а при оформлении отчетных документов могут появляться ошибки. Зеркально эта проблема затрагивает и заказчиков.
Теперь пример из сферы поставки программного обеспечения. Ст. 33 44–ФЗ говорит, что заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики объекта закупки. Но ни слова о том, что эти характеристики должны быть исчерпывающими. На выходе часто получаем недопонимание между заказчиками и поставщиками. Например, заказчик в технических требованиях описывает стандартную версию продукта, при этом в предмете закупки ссылаясь на расширенную. Так, на этапе заключения контракта выясняется, что он подразумевал расширенную. И настаивает на ней. А поставщик ссылается на то, что описание продукта соответствует стандартной версии.
В таких случаях полагаться на то, что заказчик примет во внимание ошибочность своей документации, не стоит. Лучше внести ясность еще до подачи заявки на участие в закупке. Ведь, соглашаясь с предметом закупки, соглашаешься и на поставку того, что хочет заказчик.
Наталья Малиновская, начальник управления сопровождения электронных торгов ООО "Леге Артис"