За неделю проект заинтересовал 1 тыс. человек.
Петербуржцы Анастасия Емельянова, Алена Кабардинова и Николай Дубровский разработали мобильное приложение VegCode (ООО "ВеганАйТи"), которое стало доступно пользователям в начале декабря. Проект рассчитан на веганов: он позволяет покупателю по штрихкоду обнаружить на полках магазина товар, который не содержит продукты животного происхождения и не тестировался на животных. Приложение располагает базой товаров с пометками "по вегану" и "не по вегану", которая на текущий момент включает 26 тыс. наименований. В основном это продукты питания и косметика. Также в будущем список пополнит бытовая химия.
Растущий сегмент
Как объясняют разработчики, потребность в таком приложении есть, поскольку ежегодно число российских веганов вырастает в 1,5 раза, сейчас их около 150 тыс. человек.
Сейчас команда готовится расширить функциональность приложения: добавить карту веганских магазинов, кафе и производителей. Приложение будет зарабатывать на их рекламе. Оно функционирует на территории России и СНГ.
Привлечь инвестора
"В отличие от Западной Европы и США, в России проблема с идентификацией веганских товаров стоит острее, поскольку здесь не развита маркировка товаров и значительно меньше специализированных магазинов", — объясняет Анастасия. К примеру, в рознице можно встретить продукт с пометкой "постный", но он может не подходить вегану. С другой стороны, производители иногда сами не подозревают, что в их ассортимент входят этичные продукты.
Стартаперы начали работать над проектом в начале 2018 года, вскоре они провели краудфандинг на платформе Planeta, а также дошли до финала рhiltech–акселератора, получив грант от бизнес–инкубатора НИУ ВШЭ в размере 100 тыс. рублей. Еще 300 тыс. рублей команда получила от венчурного инвестора Александра Румянцева.
По словам Анастасии, самой сложной задачей стало собрать базу товаров, которые отмечены как веганские.
"Мы берем информацию о составе товаров из открытых источников, а еще наши пользователи сами добавляют товары через приложение, и после модерации новые позиции появляются в базе", — рассказывают в компании. За неделю около 1 тыс. пользователей, скачавших приложение, предложили добавить еще 4 тыс. товаров.
Перспективы
Петербургский рынок веганской продукции стремительно растет. Если в 2015 году его оценивали в 80 млн рублей, то в 2017–м он достиг примерно 400 млн рублей.
В городе несколько десятков точек общепита и магазинов ("Бункер", B12 vegan shop и пр.), ориентированных на веганов.
Также в Петербурге работают небольшие производители веганской продукции, например, бизнесмен Иван Иванов изготавливает под брендом Primal Soymilk молочные продукты без лактозы, стейки из пшеницы и пр. Под маркой Verde выпускают сыры и творог, "Вегановъ" делает соевые и овощные сосиски и колбасы, а "Соймик" — соевые продукты. "В Петербурге движение веганов наиболее развито. Также в городе растет и число производителей веганской продукции, правда, в основном это малый бизнес, в который не вкладывают большие деньги. Как правило, в сетевом ретейле они не представлены, но, думаю, это не за горами", — говорит Иван Иванов. По словам предпринимателя, он сам размышлял над идеей сделать похожее приложение, которое также позволяло бы определять веганские продукты.