Переименование стадиона на Крестовском острове в "Газпром–арену" должно решить для "Зенита" проблемы с правилом финансового фейр–плей (ФФП). При помощи мер финансового контроля УЕФА стремится оздоровить футбольную бизнес–среду. Клубы должны тратить не больше того, что они способны зарабатывать, для чего, по правилам ФФП, их владельцы лишаются права заключать рекламные контракты выше рыночной стоимости и разрешенных пределов, покрывать дефицит из собственных средств.
Продажа названия стадиона в коммерческих целях — обычная практика в мире. В сентябре 2018 года "Спартак" продлил спонсорское соглашение с банком "Открытие" на 5 лет. Стоимость предыдущей сделки составляла 1,2 млрд рублей на пятилетку, и, по словам владельца клуба Леонида Федуна, новое соглашение — "это самый большой контракт на нейминг в Восточной Европе".
В 2012 году ВЭБ одобрил кредит на строительство стадиона ЦСКА, а сам стадион являлся залогом по кредиту. Название "ВЭБ–арена" стадион получил после завершения строительства год назад. А клубы, которыми владеют компании с государственным капиталом, любят называть стадионы своими именами: "РЖД–арена" (вместо стадиона "Локомотив" — с 2017 года), все еще строящаяся "ВТБ–арена" (на месте стадиона "Динамо") и — сейчас "Газпром–арена".
Странно, конечно, если бы владелец "Челси" стадион "Стэмфорд Бридж" в Лондоне переименовал в "Абрамович–арену". Но и в Европе есть соглашения, которые вызывают вопросы. Шейх Мансур, владелец "Манчестер Сити", заключал огромные спонсорские контракты с авиакомпанией Etihad (стадион "Сити" называется Etihad Stadium), которые делали красивой отчетность клуба на бумаге, но по факту спонсоры выплачивали лишь около 30% суммы — остальное доплачивал из своего кармана шейх.
Суть ФФП в том, чтобы расходная часть клубного бюджета не превышала доходную, а спонсоры не были связаны с владельцами команды. Это была реакция футбольных чиновников на безумные вливания новых арабских владельцев европейских суперклубов (претензии в основном были к "Манчестер Сити" и "Пари Сен–Жермен"), которые разогрели трансферный рынок, а механизмы спортивного бизнеса подменялись неограниченными расходами нуворишей, готовых любую финансовую дыру закидать нефтяными деньгами.
Схемы обмануть ФФП — многочисленны. Опубликованная в последние месяцы информация Football Leaks не стала сенсацией: она просто привела новые данные. Например, Роберто Манчини, бывший тренер "Зенита", с 2009–го по 2013–й в "Манчестер Сити" зарабатывал 3,2 млн фунтов в год (без учета бонусов и премий), но в клубе был оформлен лишь на полставки — в кассе он расписывался всего за 1,45 млн фунтов. Остальные деньги ему поступали из ОАЭ. А с 2011 по 2013 год итальянская компания, которую представляла жена Манчини (а сам он там числится менеджером), за консультации по "маркетингу, рекламе и коммерческим вопросам, связанным с футболом", получила из ОАЭ 9 млн фунтов.
Из данных Football Leaks известно, что были претензии у УЕФА и к российским клубам. В 2012–2013 годах РЖД обеспечивали 94% доходов "Локомотива" от спонсорства и 86% — всего бюджета. "Динамо" же после изучения "спонсорских" контрактов было исключено из еврокубков. В то же время финансовая комиссия УЕФА обратила внимание и на сумму, которую от спонсоров получил "Зенит", — 101 млн евро (напомним, что в 2012 году были куплены Халк и Витсель). Согласно документам, "Газпром" как главный спонсор заплатил за 2012 год 20,8 млн евро за рекламу и еще 28 млн — как пожертвование. Еще 80,4 млн евро были получены по более мелким контрактам от группы спонсоров, восемь из которых связаны с "Газпромом" — они принесли еще 64 млн евро.
Объяснительная "Зенита" (по версии Football Leaks) содержала как очевидные пункты (недостаточно высокий уровень доходов населения, неготовность лиги сгенерировать доходы на уровне европейских конкурентов), так и эмоциональные доводы: при сокращении расходов российским клубам придется продавать лучших игроков, что приведет к падению конкурентоспособности в еврокубках и оттоку интереса публики в сторону хоккея. А высокие контракты объяснялись тем, что многие услуги, которые клуб оказывал "Газпрому", не были прописаны: игроки команды поздравляли с днем рождения сотрудников "Газпрома", его партнеров и государственных чиновников, проводились автограф–сессии.
Контракт на использование названия стадиона позволяет спонсировать клуб без лишних объяснений. Таким образом, "Зенит" будет соответствовать правилам ФФП и сможет уже в зимнее трансферное окно укрепить и без того сильный состав.
И если по реальным доходам без учета спонсорских или бюджетных средств (телеправа, билеты и прочее), по данным финансового отчета УЕФА, Россия находится далеко за пределами европейской десятки, то по такому показателю, как расходы на зарплаты, наш футбол опережает все ведущие страны: 72%.