Великий Чехов писал, что нет смысла вешать на стену ружье, если никто не собирается из него стрелять. Ружьем откровенно непоставленной, несобранной зенитовской игры мы любовались весь первый круг. Оно напоминало о себе мелкими неудачами, но все же не давало особых оснований полагать, что этот предмет интерьера так уж важен. Но зенитовские руководители и игроки поняли классика правильно — и, говоря честно, полностью провалили две заключительные игры осенней части чемпионата России.
Попробуем и дальше пойти по пути русского классического реализма и ответить на два извечных его вопроса. Итак, первый: кто ж во всем этом безобразии виноват? Почему вместо торжественного марша к золоту команда третий год подряд ковыляет как инвалид империалистической войны? Именно этой проблемой терзаются сейчас болельщики, завороженные лидерством и многоочковым отрывом любимой команды на протяжении всего первого круга. И все уже забыли, что наш молодой тренер, первый сезон проводящий в клубе, который на что–то претендует, не смог приобрести ни одного игрока в межсезонье, получив странную смесь из ветеранов, не всегда удачных покупок двух предшественников и донельзя разобранного итальянского пенсионера. Ключевая ось команды — Лунев — Иванович — Кузяев — Дзюба играет с прошлого января без передышки. Мяч им, судя по всему, надоел хуже некуда. Выбыли абсолютно ключевые игроки Нобоа и Кокорин.
Можно с большой долей вероятности предположить, что, если бы не серьезнейшие проблемы у команд–конкурентов — затянувшаяся и в итоге свершившаяся одномоментно смена поколений у ЦСКА, борьба бульдогов под руководящим ковром у "Локомотива", вызывающий здоровый смех конкурентов перманентный бардак в "Спартаке" и вечная неготовность к прыжку у краснодарского быка, — быть нашему месту в таблице сегодня не столь приятным глазу. Следует ли из этого, что я полностью оправдываю Сергея Семака? Нет, и, думаю, он сам не хотел бы для себя оправданий. Сергей Богданович навел некий порядок в отношениях в команде, определил костяк из 16–18 футболистов, а когда классическая схема 4–4–2 начала давать сбои — нашел вариант для перестроения. Но почему–то посчитал, что новая схема 3–5–2 с Кузяевым и Маком в качестве латералей — панацея. Ан нет. Божович и Бердыев поопытнее, поматерей, а игроки у них, пусть и менее мастеровиты, явно были лучше физически и эмоционально готовы.
Это понятно. Плохо другое: стали доноситься слухи, что опять у нас не все гладко в раздевалке. Дай бог, чтобы это были только слухи. Ну и, понятное дело, второй вечный вопрос: что ж "Зениту" делать? Если бы я был топ–менеджером клуба, то постарался бы купить левого защитника и классическую десятку. Присмотрелся бы к опорнику типа Тимощука, выгрызающему мяч по всей ширине поля. Потом избавился бы от трех–четырех явно не уровня "Зенита" игроков. Не форсировал бы подготовку к 1/16 Лиги Европы, сосредоточился бы на первенстве России. Сделал бы все возможное, чтобы лимит был либо смягчен, либо хотя бы переведен на уровень заявки на сезон.
Только вот в последние годы все очевидные шаги у менеджмента "Зенита" получались плохо. Но пока подождем, оценку поставим после перерыва. Уже в Новом году.