Завод "ОДК–Климов", входящий в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) и производящий двигатели для самолетов и вертолетов, планирует в ближайшем будущем довести выручку от сервисного обслуживания своей продукции до 5–6 млрд рублей в год. Об этом "ДП" рассказал исполнительный директор АО "ОДК–Климов" Александр Ватагин.
Он отметил, что мировые производители аналогичной продукции от ее продажи получают примерно 40% дохода, а 60% — от поддержки эксплуатации. На петербургском же заводе выручка от обслуживания составляет лишь 10%.
При этом за последние 15 лет она выросла в абсолютных цифрах более чем в 50 раз. "У нас в 2004 году объем продаж по сервису был 39 млн рублей, сейчас же — 2 млрд", — сообщил Александр Ватагин.
Предприятие поставляет двигатели в том числе и на экспорт, поэтому у "ОДК–Климов" вслед за ростом выручки от сервиса увеличилось и количество представительств за рубежом. Последний "рывок" был восточным: предприятие подписало соглашение с Вьетнамом о создании там точки локального ремонта своей продукции.
Слабое место
"Исторически с сервисом у нас в стране было очень плохо, и не потому, что никто не хотел на этом зарабатывать, — задача сама по себе крайне непростая. Она еще усложняется и тем, что сервис в военно–технической сфере жестко регламентирован. Кроме того, на рынке полно серых и черных компаний, которые берут деньги себе в карман и работают по принципу "повез–привез" без всяких документов", — объясняет положение дел в отрасли Александр Ватагин.
Сейчас в Петербурге и области зарегистрировано 28 предприятий, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием летательных аппаратов. Из них только 13 раскрывают свои финансовые показатели, и лишь у четырех из них выручка в 2017 году превысила 100 млн рублей. Лидером рынка в регионе с выручкой 5,3 млрд рублей стала частная авиаремонтная компания "СПАРК", принадлежащая Юрию Борисову. Предприятие специализируется на ремонте вертолетов и их агрегатов, в том числе и по заказу военных. Так, в этом году "СПАРК" получила контракт на 200 млн рублей от Росгвардии на ремонт вертолета "Ми–8Т".
Другие региональные предприятия, занимающиеся авиаремонтом и имеющие выручку более 100 млн рублей — а это АО "218 АРЗ" (4,6 млрд рублей), АО "419 АРЗ" (2,7 млрд рублей) и ОАО "20 АРЗ" (800 млн рублей), — входят в госструктуры или принадлежат Минобороны.
Продажа старого
В 2014 году "ОДК–Климов" переехал со своего исторического места на пл. Климова на новое, в Каменке. Объем инвестиций в проект составил около 6,5 млрд рублей. Сейчас 7 га промышленной земли на пл. Климова фактически пустуют. "Оставшиеся свободные участки пойдут на продажу. Скорее всего, там будут строить жилье. Но здание, где были Ленин и Путин, мы не продаем, оставляем 23–й корпус за собой", — подчеркнул Александр Ватагин. На предприятии надеются завершить сделку в ближайшие месяцы, однако отмечают, что окончательное решение зависит от ОДК.