Несмотря на прошедший в этом году Чемпионат мира по футболу, который в целом положительно отразился на некоторых отраслях малого и среднего предпринимательства, настроения и ожидания от следующего года многих бизнесменов нельзя назвать оптимистичными.
Связано это в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией внутри страны: волатильность рубля, снижение цен на нефть и, самое главное, увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, ограничения на размещение малых торговых площадей на улице, увеличение акцизов и создание налогового обложения для самозанятых.
Цвет настроения – стресс
Согласно исследованию Альфа-Банка "Пульс малого бизнеса", большинство небольших предпринимателей (85%) считают, что текущая экономическая обстановка в ближайшие полгода будет ухудшаться, что повлечет за собой торможение развития предпринимательства. На негативные оценки бизнесменов влияют замедление темпов роста экономики страны и падение цен на нефть в конце года. Кроме того, многих бизнесменов беспокоит увеличение НДС с 1 января 2019 года (с 18% до 20%) и ускорение темпов инфляции. В целом к концу 2018 года ожидания бизнесменов заметно упали. Альфа-Банк оценил индекс настроений малого бизнеса в минус 32 пункта. Результат ниже этого был только в кризисном ноябре 2015 года, когда индекс составил минус 38 пунктов (значения индекса могут изменяться от минус 100 до 100).
При этом 47% опрошенных предпринимателей отметили снижение прибыли, 28% — снижение среднего чека, а 30% наблюдали сокращение количества клиентов. Самые негативные ожидания — у представителей оптовой и розничной торговли.
"Опрос показал, что в целом текущее состояние и финансовые показатели компаний малого бизнеса довольно стабильны. Но предприниматели с беспокойством смотрят в будущее. Настроения малого бизнеса довольно сильно коррелируют с динамикой цен на нефть и курсом рубля: это универсальные показатели, влияющие на темпы экономического роста, уровень доходов населения, темпы инфляции. При этом значительная часть ретейлеров по-прежнему очень зависит от импорта и чутко реагирует на изменение курса. Из внутренних факторов самым значимым стала налоговая нагрузка. Доля предпринимателей, которые называют проблемой номер один налоги, растет с 2017 года по мере усиления государственного регулирования и контроля за малым бизнесом. Сейчас на настроения влияет повышение ставки НДС с 2019 года. Предприниматели осознают, что налоговая нагрузка вырастет, при этом уровень доходов в условиях снижающегося потребительского спроса может пострадать", — считает руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова.
Глава НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга"Владимир Меньшиков подчеркнул, что наибольшее влияние на малый бизнес в России оказывают именно законодательные инициативы правительства, а не экономическая ситуация. При этом он сам оценивает прошедший год для предпринимателей как не отрицательный и не положительный одновременно.
"Бизнесмены привыкли к кризисам, а малый бизнес более маневренный и, в отличие от крупного, умеет находить выходы из сложных ситуаций. Но в этом году сохранилась тенденция, когда из-за имеющихся или потенциальных законодательных ограничений предприниматели просто не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Малый бизнес находится в постоянном ожидании и даже, можно сказать, страхе, останется ли у него хоть что-то. Ведь это может произойти не потому, что ты работаешь плохо или ты неправильно оценил свои рыночные возможности, а потому, что даже потенциальные законодательные ограничения могут лишить тебя прибыли", — рассказал он.
Законодательной инициативой, оказавшей наибольшее негативное влияние на предпринимателей в этом году, по мнению Владимира Меньшикова, является ограничение на размещение нестационарных торговых объектов (ларьков, киосков и т. п.) на пешеходных зонах и тротуарах.
"Пострадали не только ларьки и палатки, но и тележки с мороженным, летние кафе. По всему городу располагалось более 50 тыс. подобных объектов, соответственно, около 50 тыс. рабочих мест было потеряно. Малый бизнес сейчас находится в состоянии стресса. Как можно думать о каком-то развитии, если люди не знают, что может произойти в самое ближайшее время?" — спрашивает эксперт.
Мед в бочке дегтя
Председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков описывает ситуацию еще более радикально. По его мнению, государство защищает интересы крупных компаний, а на малый и средний бизнес ложится все большая налоговая нагрузка для обеспечения комфортной жизни для крупных игроков.
"Предприниматели сейчас готовятся не столько к труду, сколько к обороне, и связано это со все возрастающей горячей любовью государства к малому бизнесу, — шутит он. — А если серьезно, последние тенденции вынуждают бизнесменов уходить в тень, чтобы спрятаться от налогов. Яркий пример — введение налогообложения для самозанятых — их тоже можно назвать представителями малого бизнеса. Кроме того, большую роль играют скорое повышение НДС и рост топливных акцизов, ведь вместе с топливом по цепочке дорожает вообще в принципе все".
Владимир Меньшиков насчет налога для самозанятых придерживается противоположного мнения.
"Самозанятые во многом составляют конкуренцию представителям среднего и малого бизнеса, но все же увеличение на них финансовой нагрузки тоже чревато плохими экономическими последствиями", — считает он.
Алексей Третьяков полагает, что многие государственные инициативы были приняты, чтобы защитить транснациональные компании.
"Например, многие компании крупных российских миллиардеров пострадали от антироссийских санкций, компенсация этих потерь потенциально ложится на плечи местного бизнеса. Как пелось в одной песне, "Будет и голод, будет и холод" — примерно так и можно описать прогнозы малых предпринимателей на 2019 год", — сетует он.
Владимир Меньшиков же, наоборот, обращает внимание на то, что уходящий год не был отнюдь полностью негативным. Например, прошедший Чемпионат мира увеличил прибыль многих небольших компаний во много раз.
"Особенно удачным год оказался для представителей потребрынка. Их ждала действительно напряженная работа во время ЧМ, но при этом они получили сверхдоходы. Рестораторы буквально жили в своих заведениях, а сотрудники этих заведений по собственной инициативе готовы были работать без выходных, потому что взамен они получали хорошие чаевые. Клиенты приходили круглосуточно, и такой ажиотаж сказался исключительно хорошо на российском предпринимательстве", — рассказал он.
Это же подтверждают и данные исследования Альфа-Банка. За последние полгода увеличилось число компаний, которые нарастили прибыль (18% опрошенных), увеличили количество клиентов (28%) и средний чек (24%). При этом каждая четвертая компания планирует расширение штата, а 12% респондентов намерены увеличить зарплаты.
Самые позитивные ожидания у IT-компаний, представителей сферы маркетинга, консалтинга и бизнес-услуг. Но индекс бизнес-ожиданий у них, как и у представителей всех других без исключения областей, снизился. Более уверенно стали себя чувствовать грузоперевозчики и строительные компании, но в оценках перспектив компании на ближайшие 6 месяцев они оказались более сдержанными, чем полгода назад. Также сдержанно высказались представители оптовой и розничной торговли, которые снизили свои ожидания на будущий год.