Адепты нумерологии могут возрадоваться и начать занимательные вычисления. В мае 2018 года "Деловому Петербургу" исполнилось 25 лет, а в октябре вышел пятитысячный номер. В этом же году у издания в третий раз сменился собственник и в пятый — главный редактор.
И раньше при смене главного редактора политика издания менялась. Хотя не так значительно и серьезно, как в 2018 году.
Прежде всего изменилось наполнение газеты. Значительно расширилась тематика аналитических материалов. Добавились постоянные рубрики: криптодайджест, наука и образование, новые технологии, госзаказ. В "ДП" пришла команда профессиональных авторов.
Изменился не только аналитический контент, но и подход к подаче новостей. В первые годы своего существования газета шла в ногу с развитием бизнеса: предприниматели делали первые шаги — и редакция училась отбирать деловые новости, необходимые ее читателям. В начале девяностых, когда само понятие деловой журналистики только зарождалось, в отделе новостей часто менялись сотрудники, и каждый журналист начинал отписывать новости петербургского бизнес–сообщества, словно только что слез с дерева. Со временем пертурбации в отделе новостей устаканивались, а количество и качество эксклюзивных материалов о новостях компаний привлекало читателей и подписчиков.
Внутренние передряги и уходы сотрудников, характерные для жизни любой редакции, сбивали устоявшийся ритм, казалось, что газета меняется. Хотя перемены во внешней среде шли в своем темпе, а в редакции — в своем. Сильные и умелые бизнесмены росли, слабые банкротились и уходили в небытие. В целом бизнес–сообщество взрослело, умнело и закрывалось не только от мытарей, но и от журналистов. Получать информацию о рыночных переменах становилось все труднее. Для создания адекватной картины бизнес–пространства Петербурга были необходимы связи и знакомства, а их можно было поддерживать только до первой публикации негативной информации. Если напечатанный в газете текст не устраивал ньюсмейкера, требование опубликовать опровержение реальных фактов, а не наших ошибок сопровождалось отзывом рекламного бюджета и отказом впредь общаться с журналистами издания.
Еще важно учитывать, что последние несколько лет газета развивается на падающем рынке. Сокращаются рекламные бюджеты, компании экономят на всем, часть подписчиков довольствуется интернет–версией. И, казалось бы, на таком негативном фоне правильнее было бы не рыпаться. Но, на наш взгляд, "повзрослевшему" бизнес–сообществу пришло время предложить "повзрослевшие" новости, которые не просто констатировали бы свершившийся факт, но и пытались бы отражать целостную картину. Объемный взгляд сверху, раскрывающий причинно–следственные связи, контекст и вероятные последствия, к которым описываемое событие может привести.
Невысокая готовность к изменениям характерна для всего нашего сообщества. Предложенные нововведения особенно не устраивали прежний отдел новостей, и начался практически исход. Массовый уход сформировавшихся журналистов по собственному желанию. Только Моисея не нашлось. Нашлись первоначальные деньги на создание нескольких однотипных прежнему "Деловому Петербургу" сайтов.
Несмотря на резкие внутренние перемены, нам удалось в 2018–м не только выпустить все запланированные в 2017–м проекты, но и подготовить несколько новых. Разнообразие тем и способов подачи материалов привлекло читателей. По отчету агентства "Медиаскоп", аудитория "ДП" за май–октябрь выросла до 70,6 тыс. человек. Для сравнения: в мае–октябре 2017 года газету читали 53,7 тыс., в сентябре 2017–го — феврале 2018–го — 56,3 тыс. Апрель 2018–го — 63,7 тыс. Июль 2018–го — 60 тыс.
Восприятие редакционной политики внутри и вовне издания — два малопересекающихся мира. Не все читатели замечают даже кардинальные изменения в контенте и в дизайне. Для них главным остается устоявшееся значение бренда. Все же газета не просто существует столько лет, а остается лидирующим бизнес–изданием на рынке печатных СМИ, который сегодня переживает не лучшие времена. Каждый, проработавший в "Деловом Петербурге" даже один год, проникается его идеями и мифами. Как и каждый ушедший по тем или иным причинам считает, что с его уходом произойдет непоправимое и газета если не погибнет, то станет значительно хуже. Но этого не происходит.
"Деловой Петербург" продолжает меняться, но остается лидером. О "Деловом Петербурге" можно отзываться хорошо или плохо, но без него не может обходиться нормальный предприниматель, которого интересует происходящее в деловом Петербурге.
В 2019–м мы продолжим искать новые форматы и новые подходы к нашим требовательным читателям.
Борис Мазо, редактор