В 2018–м отмечали 10 лет крупнейшего обвала на финансовых рынках. Вероятно, именно из–за этого совпадения цифр слово "кризис" осторожно кочевало из монолога в монолог — аналитики, экономисты и даже политики нет–нет да и возвращались к этому термину.
Однако — не случилось. Более того: в отдельных отраслях и секторах дела в 2018–м шли на удивление неплохо.
Увеличивался ВВП. Правда, с января по октябрь темпы его роста составили всего 1,7%. То есть почти в 2 раза меньше, чем в среднем по планете.
На российском фондовом рынке многие акции в 2018 году доросли до исторических максимумов. Разумеется, речь в первую очередь о нефтегазовом секторе (еще бы: за баррель Brent в начале октября давали $86). Но вот только ни одного IPO в России в 2018–м так и не случилось. И на рынке облигаций также зафиксирован спад активности.
В Петербурге 37 месяцев подряд отмечают непрерывный рост индекса промышленного производства. За 10 месяцев 2018 года он составил 4,4%. Экспорт из города вырос сразу на 18%. С другой стороны, розница подросла лишь на 2,9%, сфера услуг — на 2,8%, а инвестиции так и вовсе снижаются второй год подряд. Дошло до того, что по этому показателю Петербург заметно опередила соседняя Ленобласть.
Кстати, об объединении двух регионов в этом году заговорили вновь. Тема, конечно, не новая, но намеков и перешептываний вдруг стало много как никогда. Возможно, виной тому — общее политическое оживление. Город в этом отношении спал 9 месяцев, словно повинуясь убаюкивающим ритмам, исходившим из Смольного, — и 3 октября был разбужен решением о замене Георгия Полтавченко на Александра Беглова. Новая администрация пытается задать Смольному совсем другой темп. Только времени на это немного: выборы губернатора уже в сентябре. А судя по электоральным результатам 2018 года в других субъектах федерации, общественный климат в стране заметно меняется. А раз так, проходными эти выборы не будут точно.
Город в 2018–м принял матчи Мундиаля. Чемпионат мира впервые пришел на российскую землю, и понятно, что при нашей жизни это уже не повторится. Теперь общая задача власти и бизнеса — не расплескать эффект от этого исторического турнира. Получится ли — узнаем в 2019–м.
Наступающий год едва ли принесет городу и стране что–то принципиально новое. Куда вероятнее, что политика и экономика будут существовать в давно привычных трендах. Вот только темпов роста на эти тренды хватает уже не вполне. Опять, одним словом, противоречие.
Артемий Смирнов, главный редактор "ДП"