2019 год обещает быть богатым на повышение цен. Представители разных отраслей уже объявили росте тарифов на свои товары и услуги. "ДП" резюмирует, откуда и на что ждать повышения в наступающем году.
Самая часто называемая причина для подорожания — повышение НДС с 1 января с 18% до 20%. Кроме того, многих производителей беспокоит повышение акцизов на топливо, ослабление рубля и введение обязательной маркировки товаров для розничной и оптовой торговли, что тоже может стимулировать рост цен в связи с увеличивающимися затратами на производство и логистику.
Мобильная связь и Интернет
На днях о повышении цен в 2019 году своих абонентов предупредили российские мобильные операторы. Прогнозируемый рост составит 10-20%, а основная называемая причина – повышение НДС. Первыми о повышении тарифов объявила компания "Билайн", которая объяснила свое решение выполнением обязательств по исполнению закона о повышении налога на добавочную стоимость. В "МегаФоне" рассказали, что поднимут тарифы с 9 января. В "Теле2" сообщили о росте цен по ряду тарифов по причине целого ряда факторов, среди которых не только повышение НДС, но и колебания курса рубля и новые затраты в отрасли.
О повышении тарифов с начала года объявили не только мобильные операторы, но и крупные интернет-провайдеры. Первыми об изменениях в базовых тарифах в пределах 50-100 рублей объявили "Ростелеком" и "Дом.ру".
Генеральный директор телеком-компании "Обит" Андрей Гук оценивает общее подорожание на рынке для пользователей домашнего интернета в 10%.
"Повышения цен стоит ожидать для потребительского домашнего сектора, если же мы говорим про корпоративную связь, то у большинства компаний по данному направлению нет жесткой тарифной сетки, поэтому там цены будут меняться на основе контрактов и договоренностей", — отмечает он.
По его мнению, рост тарифов для физических лиц связан не только с повышением НДС, но и с рядом других причин.
"Самая главная причина — рынок и так уже долгое время сдерживал цены. Мелкие операторы боролись за клиентов, чтобы любой ценой подключить домашнего абонента, чтобы затем продаться большому оператору. Крупные операторы, в свою очередь, подстраивались под небольших операторов, чтобы не растерять клиентскую базу, поэтому цены на тарифы каждый год снижались. При этом стоимость оборудования и установки росла из-за курса рубля, потому что вся техника покупается за доллары. Росла за счет этого и себестоимость самих услуг", — объяснил Андрей Гук.
Сейчас, по его словам, активный процесс слияния компаний на рынке закончился. Теперь на рынке Петербурга, например, осталось около десяти крупных операторов, которые работают с физическими лицами. На данном этапе операторы задумались об увеличении выручки, чтобы перестать работать себе в убыток, тем более что дополнительная финансовая нагрузка из-за повышенного НДС опять ложится на их плечи. При этом после того как крупные операторы уже повысили базовую стоимость тарифов, клиенты на такое повышение отреагировали спокойно.
"Никто не стал в срочном порядке менять провайдера. Рынок принял изменения, поэтому скоро и более мелкие игроки рынка начнут менять цены", — обратил внимание Андрей Гук.
Бензин и другое моторное топливо
С 1 января 2019 года начинают действовать повышенные акцизы на моторное топливо, что повлечет за собой повышение цен на бензин. Стоимость акцизов составит 3,7 тыс. рублей за тонну вместо прежних 2,7 тыс. рублей. Это событие, по разным оценкам, окажет влияние практически на все сферы экономики и торговли, причем даже самые неожиданные, например интернет. Как рассказал "ДП" Андрей Гук, для проведения Интернета и доставки оборудования провайдерам также необходим транспорт, поэтому в данном случае в цену повышенных тарифов ляжет и стоимость бензина. Что уж говорить об отраслях, которые тесно связаны с логистикой — службы доставки, ретейл, транспортные компании и так далее.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов характеризует предстоящий год как "сезон турбулентности для цен на топливо". По его мнению, сдерживающая политика государства на топливные цены в конце концов приведет к тому, что его стоимость после окончания сдерживания просто-напросто взорвется.
"Официально прогнозируемое повышение цен на бензин в январе составит на 1,7% из-за повышения акциза. При этом регуляторы также отмечают, что в течение года после этого цены будут повышаться в соответствии с инфляцией, поэтому за год прибавится еще около 6%. Итого официально прогнозируемый рост в 2019 году составит около 8%. Но, по нашему мнению, реальные цены будут более высокими и их рост будет гораздо более интенсивным", — рассказал эксперт.
Значительного повышения цен в Топливном союзе ждут из-за повышения налоговой нагрузки на игроков на внутреннем рынке. При этом экспортная пошлина снижается, что делает внешний рынок гораздо более привлекательным по сравнению с внутренним.
"Это создает условия для налогового приоритета в сторону экспорта. При этом внутренние цены на бензин будут зависеть от двух факторов — цен на нефть и курса рубля, но и то, и другое пока имеет неутешительные прогнозы. Мы ожидаем снижения рубля и цен на нефть в районе 50 рублей за баррель", — пояснил Павел Баженов.
Тарифы ЖКХ
В этом году произойдет двухфазное повышение тарифов на коммунальные услуги. На этот раз оно будет связано не только с ежегодной индексацией, зависящей от инфляционных процессов в стране, но и с корректировкой в соответствии с новой ставкой НДС.
В январе тарифы будут повышены на 1,7%, затем в июле они вырастут еще на 2,4%. По распоряжению правительства, тарифы во второй фазе будут расти неравномерно, а в зависимости от региона. Больше всех повышение цен на ЖКХ почувствуют жители Москвы (всего 4,8%) и Петербурга (4,5%).
Потребительские товары
Потребительский рынок также ждет повышения цен. Но по словам экспертов, по сравнению с другими отраслями повышение будет не таким значительным и останется в пределах 1,8-2%. Прежде всего это связано с введением обязательной маркировки для некоторых категорий товаров и опять-таки повышением ставки НДС и цен на топливо.
С 2019 года правила обязательной маркировки затронут одежду и обувь, духи и туалетную воду, постельное белье, столовый и кухонный текстиль, фотокамеры и фотовспышки, шины и покрышки, а также табачную продукцию.
Генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков отмечает, что маркировка сама по себе хоть и трудозатратная, но отнюдь не дорогая процедура. Он прогнозирует повышение цен на потребительские товары в пределах 2%.
"Надо понимать, что на маркировку тратятся некоторые ресурсы, но глобального повышения цен она не повлечет, тем более правительство выбрало наиболее удобный для всех вариант маркировки — обычный QR-код на упаковке. Себестоимость такой маркировки буквально десятки рублей, а позже она будет составлять вообще 1-2 рубля", — объяснил эксперт.
При этом среди факторов, которые все-таки повысят цены на потребрынке, он называет снижение контрафактной продукции за счет введения новой маркировки.
"Когда уходит контрафакт, производители поднимают цены на свою продукцию. Ставка НДС, которая, казалось бы, должна сыграть решающую роль в повышении цен, на самом деле находится на втором месте, потому что огромная часть экономики у нас перешла на упрощенное налогообложение, к тому же есть значительный список льготных товаров, которые облагаются более низким НДС, — рассказал Иван Федяков, — Более важный фактор — доведение нашим правительством до абсурда идеи низкой инфляции в стране. Из-за этого повышение цен может стать выше прогнозируемых, потому что низкая инфляция плохо сказывается на производителях. В этом году в Ленобласти несколько продуктовых производителей подошли к черте банкротства. И последний важный фактор — ослабление рубля, которое ни на ком положительно не сказывается".