Коммунальные службы по недоброй традиции вновь оказались не готовы к выпавшему зимой снегу. Чиновники рапортуют о десятках тысяч вывезенных кубометров, врио губернатора призывает глав районов активизироваться в вопросах уборки, прокуроры открывают горячие линии. Но суть не меняется: системных решений пока не нашлось, управлять процессом вновь приходится в ручном режиме.
По данным комитета по благоустройству, ежедневно из города вывозится в среднем 60 тыс. м3 снега. Всего с начала зимнего сезона дорожники убрали уже 900 тыс. м3. На дорогах и тротуарах работают 1150 спецмашин и более тысячи дворников. Однако ситуация — и это признают в Смольном — неидеальна даже на Невском проспекте и прилегающих улицах.
Александр Беглов заявил, что за все, что происходит в районах, независимо от подведомственности вопроса, отвечают районные главы. Градоначальник предложил им "больше работать непосредственно с местным самоуправлением, ведомственными организациями, управляющими компаниями, дежурными службами".
"Кроме официальных обращений изучайте социальные сети", — посоветовал врио губернатора.
К процессу подключилась и прокуратура Петербурга, которая силами своих отделений с декабря проводит проверки. Практически в каждой районной прокуратуре открыты горячие линии по вопросам качества зимней уборки, представления внесены почти всем главам районов. Так, прокуратура Кронштадтского района отрапортовала о проверке соблюдения требований закона при проведении зимней уборки в деятельности СПб ГУДСП "Курортное". "На дорогах загрязнена дорожная разметка, сформированы снежные валы, на придворовых территориях и дорогах обнаружен гололед, они не обрабатываются песком", — делают выводы в надзорном ведомстве.
Бизнес борется со стихией в основном собственными силами. Как известно, владельцы зданий и сооружений должны очищать земельные участки только в том случае, если они находятся в собственности. Но независимо от этого опрошенные "ДП" предприниматели, как правило, сами занимаются уборкой снега, подчеркивая, что при сильных осадках на оперативность городских служб надеяться не приходится.
"Представьте, если бы главный вход в гостиницу был завален снегом", — говорит управляющая отелем "Англетер" Наталья Изотова. По ее словам, гостиница уже давно сама привлекает организации, занимающиеся уборкой территории, в том числе и тротуаров, за которые отель не отвечает. "Наши специалисты отслеживают прогноз погоды и быстро реагируют, мы закупаем реагенты и делаем все возможное", — добавляет она.
По информации пресс–службы X5 Retail Group, ее торговые сети (магазины "Перекресток", "Пятерочка" и "Карусель") взаимодействуют с восемью специализированными компаниями Петербурга. "Услуги по механизированной уборке прилегающей к магазинам территории, а также по очистке крыш от снега оказываются более чем на 600 объектах компании", — отметили в пресс–службе.
Как рассказал представитель сети "О’Кей" Алексей Клочков, никаких предписаний магазины сети в Петербурге не получали. Весь снег на территории, прилегающей к супермаркетам, и на парковках в штатном режиме убирает клининговая компания, с которой заключен договор. По словам Алексея Клочкова, обилие осадков в Петербурге пока не потребовало дополнительного финансирования.
Среди тех, кому не повезло больше остальных, — многочисленные рестораторы на ул. Рубинштейна. Там техника работает даже по ночам, но персонал заведений общепита все равно выходит на улицы с лопатами. С точки зрения Евгения Хитькова, владельца заведений "Мамо" и "Винный шкаф", "проблема с очисткой территории касается всех ресторанных улиц города. Чаще сотрудники заведений питания убирают снег самостоятельно, но его немного, проблем со льдом и сосульками даже больше", — комментирует он.
Упредить лед
Как следствие, большое количество снега позволяет активизироваться коммерческим структурам, представляющим услуги по очистке. Многочисленные компании обещают не только собрать, погрузить и вывезти снег, но и предоставить справку о его утилизации, обработать территорию реактивами и упредить дальнейшее появление льда.
Стоимость услуг зависит от объемов работы, сроков и условий труда. Так, вывоз снега самосвалом обойдется заказчику от 150 до 600 рублей за 1 м3, включая работу грузчиков. Вывоз снега и льда в контейнерах — от 150 до 300 рублей за 1 м3. Можно арендовать трактор и мини–погрузчик или даже бригаду дворников — стоимость работ в зависимости от района и размеров бедствия составит от 1500 до 13 000 рублей в час. Ручной труд оплачивается из расчета 1100 рублей за смену. За срочность — надбавка от 10% цены.
"Мы располагаем своим парком спецтехники для уборки территории. Собранный снег транспортируем на полигон, у нас есть все необходимые лицензии, что снимает с заказчика решение правовых вопросов. Ценообразование зависит от работ: чем больше объем, тем ниже цена за вывоз 1 м3", — пояснили "ДП" в компании "Эгида".
Услуги по уборке снега в пиковый сезон оказывают клининговые и транспортные организации, а также компании, специализирующиеся на строительстве, производстве стройматериалов, дорожных работах и поставках нерудных материалов.
"Заказчиками услуг по уборке снега являются небольшие предприятия торговли, производства и ТРК. А в прошлом году в сезон снегопадов к нам обратились из нескольких районных администраций, которые за свой личный счет пытались решить проблему уборки территорий. Никаких тендеров и договоров. Мы просто в частном порядке выезжали по ночам — собирали снег на стратегически важных объектах и вывозили на полигоны. Думаю, что чиновники просто боялись потерять кресла", — сообщил "ДП" на правах анонимности совладелец бетонной компании.
Властный снегопад
Не секрет, что в Петербурге вопрос уборки снега не только коммунальный, но и политический. Считается, что именно обильные снегопады в 2010–2011 годах стали одной из причин обрушения рейтинга Валентины Матвиенко. А значит, могут повлиять на рейтинг и любого другого градоначальника. Для оппозиции неубранные сугробы являются относительно объективным поводом для атаки на Смольный. Депутаты из "Яблока" и Партии роста уже на первое заседание ЗакСа после каникул предложили вызвать для объяснений Александра Беглова. Правда, потом быстро опомнились — и теперь настаивают на приглашении вице–губернатора Николая Бондаренко и председателя комитета по благоустройству Владимира Рублевского. Идею в целом поддержал совет фракций ЗакСа, то есть и единороссы. Но в прошлом феврале этих чиновников депутаты уже вызывали и критиковали довольно вяло. А сейчас критика вообще может оказаться бессмысленной, если Александр Беглов и так собирается сменить команду.
Смольный, реагируя на ситуацию, явно учел ошибки предшественников. Совсем удержаться от лирических отступлений врио губернатора, конечно, не смог и пообещал главам районов раздать лопаты своего имени для уборки снега, немного напомнив этим жестом Валентину Матвиенко. "Лопата Беглова" немедленно превратилась в интернет–мем, который стали раскручивать как просмольнинские телеграм–каналы, так и сами чиновники. Глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский даже с такой лопатой фотографировался.
В отличие от Матвиенко, Беглов не стал обвинять критиков в попытках набрать политические очки и оправдываться природной аномалией, что спровоцировало бы новое возмущение. Хотя в отчетах администрации акцент все же был сделан на небывалые объемы вывезенного с городских улиц снега. Не стал градоначальник (по крайней мере, пока) и угрожать подчиненным мгновенным увольнением за ЧП. Георгий Полтавченко обещал внедрить такую практику с этой зимы, но не успел. Сугробы к сентябрю наверняка выветрятся из памяти избирателей, а вот неосторожно сказанные слова — не факт.
Дворники в цифре
Главный вопрос: как долго городская власть будет решать "вечно неожиданную" снежную проблему в ручном режиме и не пора ли в самом деле задействовать в этой сфере современные технологии? С тех пор как Валентина Матвиенко обогатила фольклор словом "сосули" и предложила использовать для борьбы с ними высокотехнологичные лазеры, прошло почти 10 лет. Тогда эти слова вызывали улыбку, но время идет, а сверхоружие для борьбы с зимой так и не появилось.
Разработки, конечно, есть, но для декораций к новому эпизоду "Звездных войн" они точно не потянут. Наибольшие перспективы — у двухфазных (то есть не жидких и не твердых, а как бы "смоченных") антигололедных материалов. "Мы проводили подсчеты и выяснили, что современных реагентов нужно в семь раз меньше, чем песка. Это удешевляет уборку, повышает ее качество", — рассказывает руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. Правда, чтобы использовать новое поколение реагентов, нужно менять технику. В России она появилась 3 года назад, но до Петербурга так и не доехала. "За последние годы в городе число зимних аварий в результате ненадлежащего содержания дорожного покрытия стало больше, чем в Москве. Притом что там в 4 раза больше машин", — сетует эксперт.
Есть и другие варианты. В Японии просто прокладывают трубы горячего водоснабжения так близко к поверхности, что снег тает сам. Однако это дорого, при сверхнизких температурах — неэффективно, да и вообще даже там эту технологию не используют повсеместно. Есть еще электрообогрев, но это дорогое удовольствие. "Допустим, вам нужно обогреть дорожку к частному дому. В месяц нужно будет платить порядка 3000 рублей", — уточняет гендиректор компании "Техэнергосинтез" Авенир Крапухин. Зато от сосулек электрический кабель спасти может вполне. По его оценкам, подобную систему уже установили от 5 до 10% петербургских ТСЖ.
Свежее и футуристичнее всего смотрится робот–снегоуборщик. В Рязанской области тестируются первые беспилотные снегоуборочные машины и цифровые дворники. Но пока все это эксперименты.
"Зарубежные технологии продвинулись немного дальше российских. Даже за рубежом беспилотные снегоуборочные машины — это, как правило, лишь единичные образцы на стадии тестирования", — рассказали "ДП" в НТИ "Автонет", разрабатывающем подобные устройства. Впрочем, сейчас в сети можно найти объявления о продаже малогабаритного робота–снегоуборщика OMI Plow от пермского стартапа Omi Robotics.
Вообще эксперты советуют больше внимание уделять профилактике, а не надеяться, что зима обойдет город стороной. "За рубежом устанавливаются метеодатчики, которые анализируют погоду в настоящий момент и в ближайшем будущем, а также температуру дороги, — рассказывает Анна Климентова. — В зависимости от показаний датчика необходимый участок обрабатывается реагентом в нужном количестве, без излишков".
“
В случае с торговыми комплексами ситуация с уборкой снега осложняется: в течение дня через входные группы проходит большое число покупателей. Поэтому очистку кровли и других поверхностей от снега и сосулек, уборку с использованием спецтехники и вывоз снега мы стараемся организовывать в нерабочие для ТК часы, соблюдая при этом закон о тишине. Отмечу, что, согласно Правилам благоустройства, после сброса снега зачистку территории необходимо провести в течение 3 часов, а вывоз снега и наледи должен быть осуществлен за 24 часа. За годы работы мы сформировали определенный механизм действий, который позволяет даже в самые сильные снегопады справляться с уборкой наших территорий от снега и наледи. Это в любую непогоду обеспечивает комфорт и безопасность посетителей наших торгово–развлекательных комплексов.
Марина Москвина
заместитель генерального директора управляющей компании "Адамант"
“
Мы возбудили дело о картельном сговоре в отношении пяти предприятий, в том числе ГУДП "Центр", которое обслуживает все центральные районы. На 13 торгах по выполнению работ по содержанию дорог, в том числе вывозу снега, эти организации подавали одинаковые, с точностью до копеек, предложения. В итоге снижение цены контракта составило 0,5%. Если наши предположения о наличии сговора подтвердятся, то это будет первый в истории управления картель на столь крупную сумму — более 8 млрд рублей. И пользуясь случаем, напоминаю организациям, подозреваемым в картеле: тот, кто первый признается, освобождается от административной ответственности. Остальным грозят административные штрафы в размере от 1 до 15% от суммы выручки предприятия.
Вадим Владимиров
Руководитель Санкт–Петербургского Уфас России
В контексте
Что нам дороже — красота или удобство? Удержать фасон, правда, не всегда удастся: скользко.
На самом деле это главный вопрос к нашему горхозяйству. То, что с уборкой улиц хронически не получается и становится только хуже, — ясно всем.
Боюсь, многие этой зимой (да и прошлой тоже) вздыхали и тихо выдавливали: уж лучше бы соль… Парадоксально, но никакого решения снежной проблемы не находится и не предвидится. Извините, но центр постепенно превращается в чуть ли не большую проблему, чем спальные районы, — все уложили гранитом, а про зиму не думали? Но ведь наледь подчас опаснее сугроба. Все это может показаться риторикой, но очевидно, что ответ простой — убирать надо чаще, и всё тут. Техника не спасет, если не будет людей. А заодно думать, думать и искать решения. А деньги есть.
Предложение первое — отказаться от декоративности. Посмотрите, как вечерами освещены почти все центральные районы. Некоторые улицы сияют как днем, а в декабре–январе вечером неизмеримо ярче полудня. А как озарены наши памятники — все лучится круглосуточно. Достаточно сравнить с зимним Берлином, и сомнений в том, что мы обогнали кардинально их по уровню жизни, не будет. Там вечерами сумрачно: освещены только тротуары, и то довольно сдержанно. А в главных туристических объектах если и подсвечен, то только силуэт. На улицах — полумрак, но чисто. Как, впрочем, когда–то было и у нас. Для кого эти огни рампы? Фурштатская, к примеру, всю ночь выглядит как курортный променад, четыре фонаря в ряд. А при этом под ногами — ужас. Как–то шел по Кирочной и чуть не сказал шедшим передо мной туристам: не засматривайтесь на красоты, опасность — под ногами.
Другой пример — тот же Хельсинки. За исключением экстремальных ситуаций там ходить зимой легко: гранитная крошка спасает. Теперь она стала спасением и в Москве, даже на гранитных покатостях Тверской. Раньше нам говорили, что у нас крошку нельзя использовать из–за особенностей канализации. Неужели она в Москве другая?
На те деньги, что превращают зимнюю ночь в день, можно решить десятки проблем. И проблема не только в городской власти, но и в нашем отношении. Когда начали круглосуточно освещать Троицкий собор на Измайловском, то в ответ на восторги соседей, от бессонницы наслаждавшихся видом собора, все же заметил: одна ночь без этого света — и трубы в доме заменены. В ответ услышал: но это же красиво. Потому мы должны все же сделать выбор — если красота, то так нам и жить. А если удобство, то пора перестраиваться.
Алексей Лепорк, обозреватель