От очередной выставки Казимира Малевича, казалось бы, ждать особенно нечего. Совсем недавно его большие ретроспективы прошли в Амстердаме, Бонне, Лондоне, Москве и Петербурге. За последние лет тридцать он стал ключевым художником главных музеев модернистского искусства. Приедешь в Венецию, пойдешь в Гуггенхайм, а там в магазинчике на выходе из музея выстроились в ряд фарфоровые крестьяне, сошедшие с картин великого супрематиста. Само название экспозиции, представленной в Михайловском, не может не вызвать ухмылку. "Неожиданный Малевич"? Ну что же еще неизведанного есть в творчестве мастера, изученном вдоль и поперек?
Впрочем, подзаголовок "из архива А. А. Лепорской" охладит пыл любого ерника. Анне Лепорской принадлежало большое собрание работ и текстов основателя супрематизма. Она была его ученицей, впоследствии вышла замуж за Николая Суетина, тоже ученика Малевича. Архив Лепорской был передан в Русский музей. О нем давно известно и специалистам, и любителям авангарда. Только вот увидеть хранящиеся в нем материалы до недавнего времени посчастливилось единицам.
Так что выставку эту ждали долгие годы. Она ценна не только новыми материалами. Малевич известен главным образом как живописец, графики же его сохранилось не так много, да и показывают ее от случая к случаю. Особенно важны ранние рисунки, поскольку о Малевиче 1900–х годов мы знаем мало. Учитывая, что великий супрематист был мастер мистифицировать датировки картин, в том числе датировать написанные в 1930–е холсты рубежом XIX–XX веков, каждый такой рисунок — на вес золота. Сделанные в годы учебы у Рерберга, они рассказывают о свободе, которой вдохновлялись молодые художники в только что открывшемся художественном училище. В портретах членов семьи, в зарисовках и даже в ученических постановках читается увлечение не только Гогеном и Ван Гогом, но и Милле. Выполненные на заказ виньетки — дань моде на Бердсли.
Серия супремов — эскизы к знаменитым картинам. В другом зале — до сих пор не опубликованные рукописи. А по соседству — проекты оформления Красного Театра, не реализованные из–за пожара, уничтожившего часть здания. Любители авангарда здесь не заскучают.