Тот, кто хотя бы иногда смотрит спортивные события на российском телевидении, уже привык к связке "спорт — букмекерские конторы". Реклама организаций, занимающихся приемом ставок на все, от футбола до флорбола, заполонила время до, после, а также в перерывах матчей. Иногда плашки с их логотипами и слоганами выезжают на треть экрана в самый важный игровой момент. Справедливости ради признаем: пари на спорт принимались всегда, однако только с развитием интернет–технологий они достигли такого масштаба. Теперь азартные люди могут делать ставки прямо по ходу матча в онлайн–режиме, и постоянная обработка сознания с помощью рекламы подталкивает к этому в режиме нон–стоп.
Россия не является исключением, хотя мы пока и не вышли на первые места в этом многомиллиардном бизнесе.
Так, в самой богатой футбольной стране мира Англии букмекерские конторы стали титульными спонсорами половины команд двух высших дивизионов. В Премьер–лиге у восьми команд из 20 на груди расположена реклама контор, принимающих ставки, в чемпионате — у 17 из 24. Кроме того, еще один букмекер спонсирует саму футбольную лигу, а значит, его логотип располагается на рукавах футболок всех клубов, начиная от чемпионата, до Лиги 2 (в России есть такой же спонсор РПЛ, о чьих услугах через свою форму рассказывает каждая команда высшего дивизиона). Подавляющее большинство клубов охотно подписывают контракты с букмекерскими конторами.
Однако в Англии постепенно начинают понимать, что ставочникам нужно давать отпор. Так, исполнительный директор английского клуба "Лутон", выступающего в Лиге 1 (третьем по силе дивизионе страны), Гари Свит отказался от предложений букмекеров. Сразу несколько компаний предлагали клубу суммы в районе 100 тыс. фунтов за год спонсорского контракта (общий объем спонсорских годовых поступлений в казну "Лутона" — около 500 тыс. фунтов, а оборот за сезон — 8 млн фунтов), но директор отказался.
Основным мотивом Свита стало то, что он не хочет втягивать в это молодежь, отец троих детей пояснил: "Мы не собираемся продвигать постоянно возрастающий интерес к ставкам ни среди игроков нашей команды, ни среди болельщиков. Тем более важно, что больше всего футболок продается детям от 11 до 16 лет, а у них успех клуба прочно ассоциируется с названием фирм–спонсоров". Свит рассказал, что, когда этот вопрос был вынесен на обсуждение совета директоров, решение не подписывать соглашений с букмекерами было принято единогласно. Тем более что у одного из директоров был друг, настолько пристрастившийся к ставкам, что в итоге попал в безвыходное положение и покончил с собой.
Еще одной приятной новостью для тех, кто борется с могуществом букмекеров, стало то, что в следующем году на английском ТВ будет запрещена реклама ставок во время спортивных трансляций "от стартового до финального свистка".
Некоторые представители фондов по борьбе с зависимостями сравнивают эти события с изгнанием из спорта табачных фирм. Понять британцев можно, ведь в Соединенном Королевстве только официально насчитывается 430 тыс. проблемных азартных игроков.
Может быть, разумным было бы и в России остановить эти массированные бомбардировки по привлечению новых клиентов букмекеров. До того, как явление станет проблемой, с которой придется бороться на государственном уровне.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер