Новый год начался с роста цен — как топливных, так и нефтяных. Однако эксперты уверены, что прошлогоднего пика в этом году не случится и рынок будет жить в равновесии. Между тем в России стартовал завершающий этап налогового маневра и предпринимаются первые попытки контролировать качество топлива.
Нефтяной рынок с первых чисел января ощутил эффект от декабрьского соглашения ОПЕК по снижению нефтедобычи — цены на сырье поползли вверх. Однако аналитики Morgan Stanley все же снизили годовой прогноз цен на нефть эталонных марок на $7–7,5 за баррель. Они ожидают, что в I квартале текущего года Brent в среднем будет стоить $58 за баррель (вместо прежних $65), а WTI — $49 за баррель (вместо $56). Министр нефти Омана Мохаммед аль–Румхи отметил, что соглашение ОПЕК стабилизирует рынок, а цена в 2019 году будет колебаться в пределах $60–70 за баррель. Такие же цифры прогнозирует к середине 2019–го и Arab Petroleum Investment Corp. (Apicorp). В "Роснефти" смотрят на стоимость черного золота в течение года менее оптимистично и закладывают ее на уровне $50–53 за баррель по консервативному сценарию. Россия к концу января сократит добычу на 50 тыс. баррелей в сутки в сравнении с уровнем октября. Со стороны Саудовской Аравии уже поступило замечание, что страна снижает добычу "медленнее, чем хотелось бы".
При этом у ОПЕК есть и другая забота. Так, организация планирует потратить $500 млн на проведение в США PR–кампании по улучшению своего имиджа в глазах американской общественности, сообщил WSJ. Главный посыл, который хочет донести ОПЕК до американцев, — что деятельность организации соответствует интересам США, так как поддерживает американскую экономику. По оценке издания, причиной для беспокойства ОПЕК стали неоднократные попытки конгресса США изменить антитрастовое законодательство, которое ограничивает деятельность организации. Опасения усилились, когда президент США Дональд Трамп начал обвинять ОПЕК в манипулировании рынком.
"ОПЕК — это ключевой игрок на мировом рынке. Но и Америка тоже ключевой игрок. Третий полюс — это Китай, Индия, Япония. И четвертый — Европа. Между ними разворачиваются основные события. США пока крупный импортер, и они заинтересованы в снижении цен, но как экспортеры заинтересованы в высоких ценах — вот такая диалектика, поскольку сланцевая добыча затратная, если цена на нефть упадет ниже определенного уровня (на этот счет разные мнения), то добывающим компаниям это будет выгодно. Энергетическая политика Трампа направлена сейчас на глобальное доминирование", — полагает заведующий сектором энергетической политики Института экономики РАН Владимир Волошин.
В России же, как и планировалось, приступили к завершающему этапу налогового маневра, который в том числе уравняет цены на сырье на внутреннем и внешних рынках. Так, с 1 февраля на 9,3% понизится экспортная пошлина на нефть и установится на уровне $80,7 за тонну. Пошлина на высоковязкую нефть опустится на $0,9 (до $8). Также снизятся пошлины на экспорт товарного бензина (до $24,2 за тонну). Следующим шагом станет повышение НДПИ, которое должно компенсировать потери бюджета от снижения экспортных пошлин. Напомним, что в течение следующих 6 лет налоговый сбор за экспорт нефти планируется привести к нулю. "Снижения экспортных пошлин требует Всемирная торговая организация, если Россия тоже хочет войти в мировую систему, — добавляет Владимир Волошин. — Правильно это или нет — есть разные точки зрения. Все эти меры временные и нерыночные. Если мы хотим строить рыночную экономику, то надо создавать конкурентную среду. Мы переходим к разведке трудноизвлекаемой нефти, где нужны технологии, которых у нас нет. В условиях санкций возможности обновить технологическую базу сократились. Если мы ничего не придумаем сами, то нефтедобыча будет падать".
Считать преждевременно
Вспоминая о прошлогодних ценах на бензин, остается только вздохнуть — и промолчать. Новый год подложил автолюбителям свое "тотемное животное" — праздничное настроение омрачили подскочившие цены на топливо. С 1 по 9 января Росстат зафиксировал по стране рост цен на 0,5% на бензин и на 1% на дизельное топливо.
Первая и очевидная всем причина скачка — увеличение на 2% НДС, которое пытаются отыграть нефтяные компании. Кроме того, выросли и акцизы. По мнению первого заместителя гендиректора ООО "ПТК" Леонида Чурилова, "произошедшее с начала года повышение цен на АЗС связано с корректировкой в связи с повышением НДС. Цены поднялись не более чем на 1,7%, что было предусмотрено соглашениями правительства с нефтяными компаниями. Подняли цены только нефтяные компании, поскольку у независимых АЗС цены и так были повыше. Сейчас они более–менее выравнялись".
По оценке генерального директора АО "РКИ" Виктора Костюкова, цены на топливо продолжат расти: "Движение вверх, скорее всего, продолжится. Прогнозировать "потолок" пока бессмысленно, хотя формальным ограничителем являются установленные правительством 7 ноября предельные индикативы мелкооптовых цен, которые рассчитаны для каждого отдельно взятого субъекта РФ сроком до конца марта 2019 года. Как только оптовые цены начнут приближаться к этим ограничителям, коммерсанты — по экономическим показаниям — прекратят закупки. А пока рынок бензина пребывает в состоянии перестройки".
Минэнерго пообещало, что суммарный рост цен на топливо не превысит годовую инфляцию, которая официально ожидается на уровне 4,5–5%. А как было в прошлом году? Согласно Росстату, инфляция по итогам 2018–го составила 4,3% (превысив ожидания банков и профильных ведомств), а цена на бензин выросла в среднем на 9,4%.
В Петербурге, в частности, цена на АИ–92 выросла на 3,64 рубля (+9,5%), АИ–95 подорожал на 3,94 рубля (+9,5%), АИ–98 — на 4,64 рубля (+9,7%), а дизель и вовсе прибавил по 6,5 рубля за литр (+15,6%). Однако некоторые эксперты предостерегают от преждевременных выводов и не спешат комментировать происходящее, ожидая следующего автомобильного сезона и первых результатов работы демпфирующего механизма.
Канистра с электронным паспортом
При высоких ценах автолюбителям остается надеяться, что заливаемое в бак топливо будет отвечать стандартам. По итогам 2018 года, подведенным Росстандартом, доля выявленного топливного фальсификата составила 9% среди 3 тыс. проверенных АЗС. К различным хитростям с бензином чаще всего прибегают независимые АЗС (22% нарушений), а на заправках ВИНКов это значение составило 3,5%.
Для борьбы с фальсификатом Минпромторг анонсировал запуск в СЗФО в ближайшие годы пилотной системы по контролю за качеством топлива "от НПЗ до бензобака" — участие в ней для нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и АЗС будет добровольным. По словам главы министерства Дениса Мантурова, система позволит выявить, где произошло подмешивание посторонних веществ в топливо.
"Суть идеи заключается в построении системы прослеживаемости, — говорит вице–президент ООО "ПТК" Андрей Михеев. — На нашем рынке есть свои особенности, так как мы не реализуем продукцию фасованную (не продаем нефтепродукты в банках), то маркировать нечего. Речь идет о построении системы, где на всех этапах технологической цепочки (вплоть до конечного потребителя) товар будет отображаться в электронной системе учета. Для того чтобы эта система работала более надежно, будут использованы дополнительные меры по контролю за достоверностью предоставляемых данных. Например, сейчас обсуждается использование оборудования, которое установлено на бензовозах и определяет координаты транспорта. Это позволит контролировать места разгрузки".