Власти Петербурга решили расторгнуть все госконтракты на строительство объектов метрополитена с "Метростроем". Причиной стал срыв сроков, а также проблемы при выплате зарплат сотрудникам. В Смольном уже планируют привлечь "альтернативные" компании для строительства метро.
Правительство Петербурга расторгает все контракты на строительство объектов метрополитена с "Метростроем". Об этом в понедельник, 21 января, сообщили в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Причиной расторжения называется "грубое неисполнение со стороны генеральной подрядной организации условий государственных контрактов и некачественное планирование выполнения производственных программ". По словам чиновников, это привело к срывам сроков строительства новых станций метрополитена, а также к задержкам выплат заработной платы сотрудникам компании.
Болезненное решение
В Смольном отмечают, что решение о расторжении контрактов с "Метростроем" было "чрезвычайно сложным и болезненным".
"Однако глубокий анализ текущего экономического состояния показал, что компания не справится с исполнением заключенных госконтрактов даже при условии потенциальной докапитализации. Кроме того, ни одно кредитное учреждение не взяло на себя обязательств предоставить дополнительные банковские гарантии и кредиты", — пояснили в Смольном.
Примечательно, что сегодня "Метрострой" известил о проведении заседания наблюдательного совета предприятия. Собрание должно состояться 1 февраля. Повестка дня включает в себя шесть вопросов. Планируется, что будут рассмотрены кандидатуры для нового избрания в совет директоров. Кроме того, руководству предприятия во главе с Вадимом Александровым предстоит пересмотреть устав организации.
Пакет поправок в устав ранее объясняли необходимостью получения контроля над компанией со стороны Смольного. Доля городских властей в "Метрострое", по оценке врио губернатора Александра Беглова, должна занимать не менее 51%, сейчас она составляет 46%.
По официальной информации правительства Петербурга, "Метрострой" получает деньги по четырем госконтрактам на общую сумму 124,2 млрд рублей. Соглашения заключены на строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Беговая", включая станцию "Новокрестовская", продолжение Фрунзенского радиуса, возведение Лахтинско-Правобережной линии от станции "Спасская" до станции "Морской фасад", а также Красносельско-Калининской линии от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал — 2" с электродепо "Красносельское".
По данным на середину января, чиновниками было принято работ на 66,8 млрд рублей. Остаток непогашенного аванса по контрактам составляет 2,8 млрд рублей.
Подрядчики на замену
Сложности у подрядчика начались при строительстве участка Невско-Василеостровской линии метро. Участок на зеленой ветке был введен в эксплуатацию 26 мая 2018 года. Согласно банковскому сопровождению, ОАО "Метрострой" затратило на строительство данной линии 35 млрд рублей. Как ранее писал dp.ru, все платежи осуществлялись через спецсчет с обязательным акцептом (согласованием) со стороны заказчика. Уплачено из них менее 30 млрд. До сих пор в ОАО "Метрострой" поступают сметы на уже выполненные работы. В Смольном говорят, что компания не устранила замечания, которые были зафиксированы на объектах.
"Так, из-за невыполнения обязательств со стороны ОАО "Метрострой" объект был введен в эксплуатацию с задержкой в 3,5 месяца от сроков госконтракта, а акт ввода участка по данной ветке метро был получен только благодаря личному вмешательству руководства города", — добавили в КРТИ.
Также в Смольном напомнили о проблемах на участке Фрунзенско-Приморской линии метро. По информации КРТИ, отставание на объекте составляет больше полугода.
Ранее бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявлял, что первые три станции Фрунзенского радиуса "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" будут открыты в декабре 2018 года, позже сроки были перенесены на 2019 год.
"При плановых показателях 2,5 тыс. квалифицированных рабочих на объекте последние полгода трудятся не более 300 человек. Несмотря на наличие выданного аванса и оплаченных работ, у подрядчика отсутствуют оборотные средства для закупки оборудования и материалов, необходимых для завершения строительства объекта", — отметили в комитете.
В КРТИ добавили, что в ближайшее время будет решаться вопрос о привлечении альтернативных подрядчиков для выполнения работ в Петербургском метрополитене.
"По проведенному предварительному запросу такие компании на рынке имеются и готовы к исполнению задач метростроения и сохранению профессиональных трудовых кадров Санкт-Петербурга", — отметили в комитете.
Одним из претендентов на достройку петербургского метро называются структуры АО "Стройтрансгаз", подконтрольные бизнесмену Геннадию Тимченко (№1 в рейтинге богатейших миллиардеров Петербурга с состоянием 840 млрд рублей по версии "ДП"). В пресс-службе одной из крупнейших строительных компаний на территории России и СНГ получили от "ДП" запрос с просьбой подтверждения данной информации, но пока предпочли ее не комментировать.
Среди реализованных проектов "Стройтрансгаза" — строительство магистральных трубопроводных систем "Ямал — Европа", ВСТО-1,2, БТС-2, "Голубой поток", "Северный поток", обустройство крупнейших месторождений ("Заполярное", "Ямбургское", "Уренгойское", "Ванкорское"), Юго-Западная ТЭЦ, объекты выдачи мощности блока №4 Калининской АЭС, ПС "Енисей", нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", спортивный комплекс "Сибур Арена" в Петербурге, комплекс по уничтожению химического оружия в Курганской области, газопровод "Пальмира" в США, стадионы к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Волгограде и Нижнем Новгороде и многое другое.
Заказчики СТГ — крупнейшие российские и зарубежные компании: "Газпром", "Газпром нефть", СИБУР, ФСК ЕЭС, МОЭСК, "Роснефть", "Транснефть", "Росатом", "Русал", Министерство спорта РФ, ГК "Автодор" и другие учреждения.
Транспортным направлением в организации занимается ООО "Стройтрансгаз". СТГ выполняет строительство всех видов объектов транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, метро, мостов и тоннелей, портовых терминалов и прочих объектов.
Проблемы с зарплатой
По словам главы КРТИ Сергея Харлашкина, правительство Петербурга беспокоит текущая ситуация в отрасли метростроения. Особые опасения вызывает несвоевременная выплата заработной платы работникам подрядных организаций.
"Город заинтересован в том, чтобы профессиональные работники регулярно получали достойную заработную плату вовремя, смотрели с уверенностью в завтрашний день и имели возможность реализовать свой потенциал", — добавил Харлашкин.
26 декабря сотрудники СМУ-11 "Метрострой" начали голодовку из-за проблем с выплатой заработной платы. 30 строителей спустились в шахту метро "Театральная" для того, чтобы провести там акцию протеста. Позже Смольный сообщил об окончании первой забастовки рабочих СМУ-11 и возобновлении работ по сооружению Лахтинско-Правобережной линии метро.
На станции "Горный институт" 27 декабря рабочие СМУ-13 провели вторую забастовку из-за проблем с выплатой зарплат. В протестной акции приняли участие две бригады. В этот же день в офисе "Метростроя" рабочим сообщили о состоянии дел в компании. Вскоре стало известно, что на счета проходчиков начала поступать зарплата за октябрь. Представители "Метростроя" обещали перевести долги по зарплате до конца 2018 года.