Потребление рыбы в РФ постепенно восстанавливается. На этом тренде за 1,5 года в Петербурге открылись десятки рыбных магазинов.
Продажи рыбы, ракообразных и моллюсков в 2018 году в Петербурге выросли почти на 170 млн рублей по сравнению с прошлым годом. По данным "Петростата", в январе–сентябре прошлого года объем проданной продукции достиг 11,1 млрд рублей. "В основном рыба продается не в специализированных магазинах, а в гипермаркетах, супермаркетах и магазинах формата у дома", — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ".
Впрочем, участники рынка отмечают, что в городе как раз стремительно растет число небольших специализированных магазинов. Как правило, они продают рыбу мурманских, сахалинских и камчатских компаний. Сейчас количество таких точек, по разным оценкам, около 70–80. Российские морепродукты и рыбу продают сети "Курильский берег СПб", "Камчатка", "Красная икра" и другие.
"Домашняя" рыба
"Рыбные лавки в основном работают в составе фермерских магазинов или на рынках в виде самостоятельных отделов. Хотя в последнее время стали открываться и отдельные торговые точки. Например, в ЖК "Московский квартал" у станции метро "Электросила" работают два таких рыбных магазина", — говорит Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International. По словам эксперта, причины возникновения этого тренда могут быть разными — предприниматели ищут новые торговые форматы, операторы фермерских магазинов расширяют товарную матрицу, а некоторые рыбные хозяйства и рыбообрабатывающие комбинаты открывают собственную розницу.
По данным Knight Frank St Petersburg, по итогам 2018 года только на улицах Центрального района, а также на крупных магистралях спальных районов функционировало 12 рыбных магазинов общей площадью 1 тыс. м2. В 2016 году их было всего четыре. Около 10 таких точек работает во Фрунзенском районе, Московском и пр.
По словам участников рынка, увеличение числа небольших торговых точек связано и с тем, что россияне охотнее приобретают экопродукцию и стараются следить за питанием.
Крупные в деле
Тренд на здоровое питание одними из первых отметили крупные сетевые ретейлеры. Бывший генеральный директор сети гипермаркетов "Лента" Ян Дюннинг ранее рассказывал, что в 2019 году ретейлер может открыть специализированные магазины, где основной приоритет будет отдан рыбе и морепродуктам.
Правда, в самой сети информацию о наличии таких планов не подтвердили.
"Мы уделяем большое внимание развитию рыбы как товарной категории. В 2018 году существенно расширили ассортимент свежей и замороженной рыбы, морепродуктов за счет сотрудничества с российскими производителями и реализации проектов прямого импорта. Продажи в категории выросли в пределах 10%", — рассказали в "Ленте".
X5 Retail Group еще весной 2018 года подписала соглашение о сотрудничестве с Росрыболовством. Как сказано в официальном сообщении компании, "стороны намерены совместно работать над поставками дальневосточной рыбы в регионы присутствия Х5 и способствовать популяризации отечественной рыбной продукции среди потребителей".
Между тем, как говорят участники рынка, в сетях, как правило, продают импортную рыбу.
Развиваться в интернете
Не менее активно развивается и онлайн–торговля морепродуктами и рыбой. Сейчас работают десятки интернет–магазинов с пунктом самовывоза в Петербурге, среди них "Рыба домой", "Рыбные правила", "Море крабов", "Икра Питер.ру", "Деликатеска.ру" и другие.
С точки зрения предпринимателей, развивающих интернет–магазины, открыть рентабельную офлайн–точку можно, но за счет экономии на качестве продукции, поскольку это гораздо затратнее, чем организовать онлайн–торговлю.
"Часто владельцы небольших магазинов покупают продукцию с низкой себестоимостью и за счет небольшой наценки начинают развивают бизнес. К сожалению, в основном потребитель сначала смотрит на цену", — говорит Алексей Тихомиров.
Сам бизнесмен уже несколько лет продает собственную продукцию через интернет–магазин.
"У меня премиум–сегмент, поэтому открытие обычного магазина в моем случае было бы скорее имиджевой историей, но наша аудитория не ходит за рыбой и морепродуктами в магазины у дома", — отмечает предприниматель.
Съедают больше
По данным ФГУП "Нацрыбресурс", в период с 15 по 21 января 2019 года средний уровень потребительских цен на мороженую неразделанную рыбу вырос на 0,2%. По сравнению с началом 2019 года цены выросли на 0,6%. Несмотря на незначительный рост стоимости на рыбу и морепродукты, потребительский спрос только растет.
По информации Росстата, в 2017 году уровень потребления рыбы и рыбных продуктов на жителя России составил 21,5 кг в год.
В 2016 году это значение не превышало 19–20 кг. Впрочем, в 2014 году, когда было введено продовольственное эмбарго, объем потребления рыбы достигал 22 кг.
“
Общий спрос у петербуржцев на морепродукты и рыбу растет — это тренд, люди хотят более богатую белком пищу. Думаю, потребление продолжит расти и в будущем. Вместе с тем «Раковая» в Петербурге показывает результаты несколько хуже, чем в Москве, с точки зрения выручки. Притом что место популярно. Как ни странно, здесь выше себестоимость продуктов, рыбу и морепродукты мы закупаем через Москву, а покупательский спрос ниже, чем там. Хотя, казалось бы, вот море, вот Мурманск, вот Балтика. Так что есть нюансы.
Евгений Ничипурук,
владелец сети гастробаров «Раковая»
“
Магазинов открывается действительно много, просто некоторые решили, что это легкий бизнес, — они арендуют помещение, открываются и думают, что люди сразу к ним пойдут. Но, по моим наблюдениям, сколько точек открылось, столько и закрылось. Как правило, они не выдерживают конкуренции с более сильными игроками, часто ассортимент и качество товара оставляют желать лучшего. Мы, в свою очередь, развиваем и онлайн–, и офлайн–продажи, а в декабре открыли свой пятый магазин.
Алексей Рудько,
владелец сети «Курильский берег СПб»