Развитие научной технологии — тяжелая задача, а вывод стартапа на рынок еще сложнее. Разработчикам приходится включать любознательность и soft skills на полную мощность.
В Петербурге действует 16 технопарков, готовых принять разработки "еще горячими", чтобы вывести продукт в свет и самим немного подзаработать. Можно ли получить доступ к инвесторам за несколько тысяч рублей, чем коммерческие технопарки отличаются от некоммерческих и куда идти, если молодая компания еще не выбрала площадку для продвижения.
Разобраться без брокера
Есть спрос — есть предложение. Например, мусорную проблематику и задачи, которые ставит федеральная власть, стремятся оседлать различного рода рационализаторы. В их числе оказался и коллектив компании "Бэта ЗЭТ", инженеры которой переехали в Петербург с Украины для поиска инвесторов. Они утверждают, что разработали новый способ экологической утилизации отходов, благодаря которой можно избавиться и от несортированного бытового мусора, и от промышленных отходов.
По словам директора компании Алексея Ильина, небольшие комплексы малой и средней мощности можно строить повсеместно на территории угольных ТЭЦ, а начальная цена станции — 400 млн рублей (заявленный срок окупаемости — до 7 лет).
Чтобы продвигать технологию в России, компания выбрала площадкой "Сколково" — описание проекта положительно оценили в Москве, компания стала резидентом. Помимо того, Алексей Ильин искал площадки для развития проекта в Петербурге и оказался в некотором замешательстве при первом знакомстве с предложениями технопарков. "В процессе обсуждения условий мы столкнулись с очень дорогостоящими предложениями, денег на которые у стартапа по определению нет", — добавил Ильин.
Неофиту немудрено запутаться: нередко на сайтах таких организаций подробно изложена информация о льготных программах по аренде помещений, в то же время весьма размыто описана "богатая инфраструктура", за которой и идут в первую очередь компании. На стороннюю помощь, в отличие от западной практики, рассчитывать особенно не приходится, сетуют эксперты.
"В России не так хорошо развита профессия техноброкера — представителя, который бы направлял компании на нужную площадку. У каждой есть свои недостатки и преимущества", — отметили представители АО "Технопарк Санкт–Петербурга" и посоветовали комбинировать услуги нескольких технопарков.
Не все предложения одинаково полезны
Из 16 петербургских технопарков девять открыты бизнес–структурами. Частники в основном готовы помогать развиваться компаниям, работающим в сфере машиностроения, оптики и энергетики. Технопарки, открытые при технических университетах, взяли основным направлением такие сферы, как IT, нанотехнологии, медицина, транспорт.
Как отмечают резиденты некоммерческих (созданных по инициативе властей) технопарков, цены на услуги на таких площадках (помощь в маркетинге, бухгалтерском сопровождении, патентовании) не сильно отличаются от средних по рынку. Но учредители оценивают их эффективность в том числе по количеству проведенных мероприятий, поэтому резиденты могут получить пользу и от этого. "Ингрия", например, приглашает не только инвесторов, но и потенциальных партнеров. За последнее время мы презентовали свои наработки предпринимателям и экспертам из Китая, Литвы, Японии и Бельгии", — рассказала представитель Sarafan Technology Inc Надежда Анисимова.
С тем, что в этом бизнес–инкубаторе хорошо развит нетворкинг, соглашается и руководитель компании "АГР Софтвер" Ростислав Билик, добавляя, что заочное резидентство обходится им в 2,5 тыс. рублей в месяц.
Понятно, что частные технопарки — коммерческие структуры, направленные на получение выручки от обслуживания резидентов. "Вам могут предложить за 200–300 тыс. рублей организовать встречи с представителями 10–15 крупных компаний, которые не заинтересованы общаться со стартапами. Или нам предлагали, к примеру, воспользоваться очень дорогими услугами патентного управляющего, но мы сами смогли найти предложение в 2 раза дешевле", — посетовали в "АГР Софтвер". Не везде происходит именно так, но надо внимательно оценивать поступающие предложения, говорят опытные охотники за инвестициями.
Комбинирование для экономии
В Петербурге складывается практика оформления резидентства на нескольких площадках. Таким образом компании пытаются ухватить все самые выгодные услуги и сэкономить.
Являясь заочным резидентом петербургского бизнес–инкубатора, основной площадкой "АГР Софтвер" выбрал "Сколково". Так компании, по словам ее руководства, удается экономить до 600 тыс. рублей ежегодно на участии в специализированных конференциях ("Сколково" компенсирует 75% затрат. Цена резидентства для компании составляет 11 тыс. в месяц).
"Сколково" часто организует тематические мероприятия, вывозит проекты за рубеж. В этом году мы посетили TEСH Week в Лондоне, VivaTechnology во Франции и AI World Summit в Амстердаме, где нашли как новых клиентов, так и партнеров", — рассказала Надежда Анисимова.
В Москве уже несколько лет резиденты технопарков получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество.
Петербургские компании, зарегистрированные в Москве, — нулевую ставку по НДС и налогу на имущество, НДФЛ в размере 14% вместо 27%.
Однако, развиваясь в Петербурге, местные компании заинтересованы в поиске инвесторов и партнеров в своем городе, поэтому оформляют заочное резидентство на местных площадках, чтобы быть в курсе бизнес–процессов. Именно такая гибкая модель продвижения дает максимальное преимущество.
“
В 2018 году была утверждена новая редакция закона о промышленной политике Петербурга, уточнено понятие технологического парка. Это может стать хорошим стартом для разработки комплексного регионального механизма развития высокотехнологичных отраслей. Если изучить опыт Москвы, то налоговая нагрузка предприятий–резидентов и инвесторов в технопарках в ряде случаев снижается до 25% по сравнению с обычным уровнем. Предприятиям выгодно развиваться в таком формате, а для властей эффект такой политики выражается в создании новых рабочих мест, формировании культуры технологического предпринимательства. Мы можем прогнозировать, что количество технопарков в Петербурге будет расти. К концу 2018 года в Москве действовало уже 40 технопарков, имеющих официальный статус.
Дмитрий Кленов
руководитель управления маркетинга АО "Технопарк Санкт–Петербурга"
“
За последние несколько лет технопарк "Ленполиграфмаш" стал оператором фонда "Сколково", площадкой Агентства стратегических инициатив "Точка кипения — Санкт–Петербург" и представительством Фонда содействия инновациям в Санкт–Петербурге, что позволяет компаниям, включенным в экосистему, получать доступ ко всем существующим федеральным мерам поддержки, но с некоторыми ограничениями в части налоговых льгот.
Кирилл Соловейчик
генеральный директор холдинга "Ленполиграфмаш"