На фоне речи Владимира Путина на форуме "Деловая Россия" о том, что высокая комиссия за эквайринг (комиссия, взимаемая с ретейлеров за транзацию по банковской карте) является "квазиналогом", многие игроки рынка активизировались и начали требовать от профильных ведомств снижения ставки по эквайрингу. Пока Минфин предлагает снизить ее только на социальные товары и услуги. Тем временем различные ассоциации розничной торговли продолжают стоять на своем. Банки, естественно, против.
Особенно высокие ставки бывают у онлайн-ретейлеров. Такие данные приводят в Ассоциации интернет-торговли (АКИТ). Только в 2018 году, например, интернет-магазины заплатили за транзакции по банковским картам 250 млрд рублей.
Свободы и равенства
Одними из последних активизировались для борьбы с ценами на эквайринг АЗС. Российский топливный союз (РТС) направил обращение в Минфин и ЦБ с поддержкой государственного регулирования комиссий за эквайринг. По мнению РТС, договориться продавцам с банками самостоятельно не удастся, поэтому необходимо вмешательство профильных ведомств.
При этом совсем недавно Минпромторг выступил резко против подобного регулирования со стороны государства. Министерство предложило ретейлу самостоятельно решить свой конфликт с банками и обратило внимание, что за счет выплат за эквайринг банки реализуют программы лояльности и кешбэка, что таким образом, наоборот, увеличивает количество транзакций по банковским картам, что, наоборот, выгодно продавцам.
Все эти споры происходили на фоне того, что Владимир Путин назвал высокие ставки по тарифам эквайринга "квазиналогом" для ретейлеров. Он отметил, что во многих странах комиссия ниже: для дебетовых карт — 0,2%, для кредитных — 0,3%: "У нас 3%, и, конечно, это слишком много, это, конечно, квазиналог", — заявил президент (цитата по ТАСС).
Генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков считает, что основная проблема по эквайрингу в России сегодня состоит в своеобразной дискриминации платежными системами различных групп ретейлеров: "У эквайринга разные ставки для разных секторов ретейла. Еще несколько лет назад высокие ставки были, например, у крупных продуктовых сетей, как "Ашан", поэтому, если помните, там было практически невозможно расплатиться банковской картой. Крупные продуктовые сети смогли договориться с банками и платежными системами о снижении ставки для себя. Но для нон-фуд-ретейла (торговля непродовольственными товарами. — Ред.) ставка все так же остается практически непреодолимо высокой. Особенно дорогой оплата по эквайрингу выходит для представителей мелкой розницы и онлайн-магазинов, там как раз можно встретить ставки в 3-4%", — объясняет эксперт.
По его словам, из-за этого многие ретейлеры работают сейчас практически на грани своей рентабельности, потому что порой их прибыль сверх затрат может составлять как раз несколько процентов, которые они к тому же отдают банкам до того, как смогут ее получить: "Многим приходится отдавать из-за этого почти половину своей маржи", — добавил он.
Ретейл, по словам Федякова, добивается прежде всего того, чтобы условия на рынке у всех были одинаковыми. При этом банки апеллируют к тому, что продукты питания относятся к скоропортящимся товарам и не подлежат возврату, поэтому в силу рисков для продуктовых сетей было сделано исключение.
"Многие участники рынка возлагали надежду на появление новой платежной государственной системы "Мир". До этого на рынке были лишь две платежные системы — Visa и Mastercard, которые не особо конкурировали между собой, установили высокие ставки и к тому же не подконтрольны российским ведомствам. Если бы "Мир" установил низкие цены по эквайрингу, то это бы заставило Visa и Mastercard снизить ставки, но "Мир" вышел на рынок с точно такими же ценами, а ведь это государственная российская платежная система, почему бы не поддержать российский бизнес?" — сетует Федяков.
Он также добавил, что ставка должна быть экономически обоснованной. Нынешние расценки гораздо выше тех, которые уходят у банков на обслуживание платежей по картам. Таковой он считает ставку в доли процента, а не нынешние 2-3%.
"Для покупателей изменения по ставке эквайринга остаются незаметными, но они весьма заметны и чувствительны для ретейла. Минпромторг в данном случае неправ", — прокомментировал Федяков слова представителей ведомства о том, что при изменении ставки подорожают банковские услуги.
Эквайринг важен
Не все ретейлеры оказались согласны с Иваном Федяковым. Например, генеральный директор ГК "Фотосклад" Алексей Банников видит прямую связь между ставкой и качеством работы платежных систем и банков: "Без интернет-эквайринга современная онлайн-торговля просто невозможна. Как на любом другом этапе движения товара от производителя к пользователю, на этапе оплаты требуется определенное качество услуги. Мы ожидаем от платежных систем безопасности, надежности и оперативности, за что в принципе жертвуем комиссией. Нельзя сказать, чтобы мне попадались действительно высокие ставки, размер ставки зависит зачастую от сферы деятельности, оборота и так далее. На практике приходилось сталкиваться с максимальной комиссией в районе 3%", — поделился он с "ДП".
По различным оценкам, из-за дорогого эквайринга различные сферы торговли ушли в тень, отказавшись принимать оплату банковскими картами. Например, по подсчетам НИУ ВШЭ, за последние 3 года объем серых платежей вырос до 23%. Онлайн-магазины в большинстве своем принимают оплату картами, но, даже несмотря на довольно невыгодные для себя ставки по эквайрингу, никто из них не стремится уходить в офлайн.
"Интернет имеет куда больший охват аудитории, торговля в интернете для многих, особенно для небольших компаний, выгоднее. Вообще есть масса преимуществ, которые делают онлайн-пространство идеальным рынком, и всегда нужно помнить, что очень большой процент современных покупателей уже привыкли к онлайн-покупкам и даже не рассматривают иного варианта. Ни одна компания не может себе позволить потерять эту клиентскую базу, — добавил Банников, — Если говорить о "теневом" секторе, то в онлайн-торговле, конечно, тоже есть альтернативы для оплаты по карте. Если покупатель находится в том же городе, то всегда можно оплатить наличными при доставке или при самовывозе. Некоторые магазины придумывают хитрые системы с переводом на банковские карты так, чтобы не платить комиссию. Но мы, например, занимаемся торговлей по всей стране и СНГ, и не везде удается открыть офлайн-точку, так что такие схемы нас попросту не интересуют. Напротив, при оплате по карте на сайте мы предлагаем более привлекательную цену".
Глава Infoline Иван Федяков указывает, что тут кроется еще одна проблема ретейла — с 2020 года принимать оплату банковскими картами и быть подключенными к системе "Мир", согласно планам правительства, должны будут и маленькие торговые компании с оборотом 10 млн рублей в год, иначе им будет грозить крупный штраф. С 2017 года этот порог составляет 40 млн рублей: "Это очень мелкий бизнес, затраты на эквайринг заберут у таких компаний значительные для них деньги", — подчеркнул он.
Возможно ли снизить ставку
Руководитель по развитию эквайринга "Альфа-Банка" Денис Хренов обращает внимание, что в целом на банковском рынке России потенциал для снижения эквайринговых комиссий довольно ограничен — банки уже сейчас зачастую заключают договоры на обслуживание торговых предприятий с нулевой или даже отрицательной маржинальностью, рассчитывая заработать на комплексном обслуживании клиента.
"На тарифы по эквайрингу оказывает давление комиссия, выплачиваемая банкам-эмитентам так называемый интерчендж. Но тут действует своя экономика: полученные доходы банки направляют на программы лояльности, стимулируя покупателей чаще платить банковскими картами, в том числе кредитными, а это в свою очередь через систему мультипликаторов стимулирует развитие торговли в целом и безналичного оборота в частности". Снижение комиссии интерченджа, по словам эксперта, приведет к сокращению банками-эмитентами объемов программ лояльности, кешбэк-программ и, возможно, увеличению платы за обслуживание карт. Потому что источником финансирования таких программ являются именно доходы от комиссий интерченджа. "При этом все эксперты в один голос утверждают, что уменьшение эквайринговых комиссий не приведет к снижению цен для конечных потребителей, а только повысит маржинальность ретейлеров", — добавил он.
Пресс-секретарь банка "Открытие" Иван Макаров с ним солидарен и подчеркивает, что эквайринг стимулировал развитие торговли как таковой: "Если бы эквайринг был чем-то навязанным и крайне невыгодным, наверно, у жителей Петербурга сейчас не было бы возможности оплачивать покупки картой на вещевых и продовольственных рынках. Да, для небольших точек с низкими оборотами расходы на эквайринг выглядят порой высокими. Но их расходы на инкассацию и риски, связанные с самостоятельной обработкой и перевозкой наличных, тоже высоки. Нельзя забывать и о психологии потребителей и неоднократно проведенных во многих странах, в том числе и в России, исследованиях, которые наглядно показали, что покупатель гораздо с большей охотой тратит деньги, используя пластиковую карту, нежели наличные денежные средства, и гораздо чаще совершает спонтанные траты. В результате ежемесячные обороты магазинов после установки в них эквайринговых терминалов вырастают как минимум на 30%".
На рынке сейчас распространены две схемы взаиморасчетов. Первая предполагает перечисление комиссии банку с каждой эквайринговой операции в торговой точке в момент совершения платежа. Вторая — по итогам месяца, за все операции разом, в соответствии со специально составляемыми актами. При этом разница в ставках между офлайн- и онлайн-ретейлерами, по словам эксперта, основывается на разной сложности работы с теми и другими: "Интернет-эквайринг технологически чуть сложнее. Однако разница эта относительно невелика и обычно составляет десятые доли процента", — отметил он.
На днях Центробанк сообщил, что готов рассмотреть снижение эквайринговых комиссий для некоторых категорий товаров и услуг, которые имеют социальное значение: медицина, образование, общественный транспорт и недвижимость.
"Это, конечно, очень здорово, но у некоторых из этих категорий уже есть налоговые льготы. Но пора бы уже правительству подумать о торговле в целом", — заключает Иван Федяков.