Трехэтажный самострой на Васильевском острове легализован судом по истечении срока исковой давности. Госстройнадзор не успевает судиться с собственниками незаконных построек.
Как следует из материалов судебных заседаний, в октябре 2014 года служба строительного надзора получила обращение из ГУП "Петербургский метрополитен" о том, что на 17–й линии В.О., 64, ведется строительство некоего здания. В зоне влияния стройки находятся действующие подземные сооружения метрополитена (перегонные тоннели между станциями "Василеостровская" и "Приморская"), "вероятность повреждения которых достаточно велика", следовало из обращения.
Смольнинским сносу нет
В декабре того же года районная прокуратура провела проверку, в результате которой выяснилось, что постройка возводится самовольно на участке, принадлежащем ООО "Санкт–Петербургское ГУП "Смольнинское" (никакого отношения к городским властям не имеющему). В марте 2015–го служба выдала "Смольнинскому" предписание приостановить работы до получения разрешения на строительство и согласования документации с генпроектировщиком метрополитена — ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс".
Прошло еще около 2 лет, предписание не было исполнено. Лишь в октябре 2017 года Госстройнадзор подал в арбитражный суд иск о сносе постройки в связи с неисполнением своего предписания. Рассмотрение дела растянулось более чем на год. В ноябре 2018–го в суд поступила экспертиза, выполненная по заказу ответчика экспертом ООО "Европейский центр судебных экспертиз" Светланой Мещеряковой. Согласно заключению эксперта, "сохранение спорного нежилого здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан".
Ответчик также предоставил согласование метрополитена о строительстве объекта, уточнили в Госстройнадзоре.
Кроме того, выяснилось, что "служба обратилась в арбитраж с иском о сносе здания за пределами срока исковой давности". Он, в соответствии с Гражданским кодексом, составляет 3 года. По сложившейся судебной практике, срок этот отсчитывается с того момента, как инспекторам стало известно о самовольной постройке. Было установлено, что еще до обращения метрополитена стройнадзор получал заявление о самострое на 17–й линии и это было более чем за 3 года до подачи иска.
Иск отклонили. Таким образом, инициированный Госстройнадзором процесс только способствовал тому, чтобы самовольно возведенное здание было узаконено.
"Суд отказывает службе в удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в случае, когда в ходе судебного заседания ответчик самостоятельно приводит объект в соответствие с требованиями законодательства", — пояснили в Госстройнадзоре. Ситуацию с истечением срока давности там не прокомментировали.
Не скоро дело делается
Не исключено, что ситуация повторится в историческом центре, на 8–й Советской ул., 4. Там на рубеже 2017–2018 годов на красной линии самовольно возвели двухэтажное, отчасти деревянное здание под общепит.
В июне 2018–го в Смольнинском районном суде был зарегистрирован иск Госстройнадзора о сносе этой постройки. В августе производство по делу было прекращено, поскольку (как отмечается в материалах заседаний) оно "не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства". Дело в том, что иск был подан на частное лицо — совладельца холдинга BS Art Development Group Александра Басалыгина. Представитель ответчика заявил на предварительном заседании, что все документы оформлялись не на его подзащитного, а на индивидуального предпринимателя. Таким образом, дело должно рассматриваться в арбитражном суде.
В Госстройнадзоре пояснили "ДП", что "произошла смена собственника", за которой в службе не уследили. Поэтому подали иск не в ту инстанцию. Теперь обещают обратиться в арбитраж. Правда, с момента разбирательства в Смольнинском суде прошло уже около полугода и пока никаких дальнейших шагов не сделано. "Служба направит повторный иск о сносе самовольной постройки на 8–й Советской ул. на этой неделе", — сказали в надзорном ведомстве.
Неофициально в Госстройнадзоре говорят, что служба не может работать быстрее, потому что она одна на все районы Петербурга и число обращений слишком велико.
Пишите письма
По подсчетам "ДП", только на портале "Наш Санкт–Петербург" одновременно на рассмотрении находится более 30 обращений о ведении строительных работ без разрешения на строительство (Госстройнадзор также принимает обращения письменно или через электронную приемную). При этом в перечне "Осторожно, самострой" на сайте службы на сегодня перечислено лишь семь адресов, по которым судами были вынесены и уже исполнены решения о сносе (по части из них, впрочем, было достигнуто мировое соглашение). Впрочем, в Госстройнадзоре подчеркнули, что большинство дел о сносе самовольных построек чиновники выигрывают. "ДП" проанализировал оперативность обработки обращения на портал на примере самостроя в конце пр. Ветеранов. Как следует из ответа, служба довольно быстро выслала инспектора. Был составлен акт осмотра: на участке обнаружено здание, разрешение на строительство которого не выдавалось.
Но дальше акта дело, видимо, двинется нескоро. В службе рассматривают возможность подать иск о сносе, но "исходя из сложившейся практики сбора документов, срок подачи искового заявления в суд составляет 6 месяцев".
Не теряйте документы
Обычно служба строительного надзора выдерживает срок давности, рассказал "ДП" партнер "Качкин и партнеры"Дмитрий Некрестьянов. Строек много, но уследить за ними службе помогают районные администрации, с которыми она взаимодействует. Редкие эксцессы — конечно, вопрос к чиновникам. Если срок давности не вышел, узаконить самовольную постройку для предпринимателей довольно сложно, поскольку необходима экспертиза о ее соответствии строительным нормам и всем градостроительным регламентам. Как правило, служба подает иск о сносе самовольной постройки, а владелец участка — в качестве защитной меры — встречный иск о признании собственности на нее. Но любопытно, что, по статистике, исков о признании права собственности больше, чем исков о сносе.
По словам собеседника газеты, типичный самострой — это в принципе пригодное к эксплуатации здание, на которое потеряна или не в порядке (например, из–за изменений законов) часть документов. Некоторые такого рода объекты эксплуатируются еще с советского времени.